17. Уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией

Закон N 401-ФЗ уточняет круг сделок и действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией.

Определяя круг сделок и действий, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией, Закон закрепляет, что к их числу относятся сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Кроме того, предусмотрена необходимость предварительного согласия антимонопольного органа на присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, а также на присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Уточняются параметры сделок по приобретению акций иностранных юридических лиц. В частности, согласованию подлежат сделки по приобретению лицом (группой лиц) более чем пятидесяти процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории Российской Федерации, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа, при наличии условий, предусмотренных в первом абзаце части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции и, если при этом такое юридическое лицо осуществляло поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки.

Закон уточняет перечень информации, представляемой в антимонопольный орган одновременно с ходатайством (уведомлением), в том числе сведения о группе лиц участников сделки. В частности, в состав группы лиц заявителя включаются лица, находящиеся под контролем заявителя; лица, под контролем которых находится заявитель; лица, входящие в группу лиц с заявителем и осуществляющие деятельность на тех же товарных рынках, на которых осуществляет деятельность заявитель, лица, участвующие в слиянии, присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица. При этом в перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, не включаются физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в пунктах 1 - 3, 5, 6 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В перечень лиц, входящих в одну группу лиц с иными указанными в статьях 27 - 30 Закона о защите конкуренции лицами, включаются лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, под контролем которых находятся лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, находящиеся под контролем лица, являющегося объектом экономической концентрации; лица, входящие в группу лиц с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, и осуществляющие деятельность на товарных рынках, на которых осуществляют деятельность заявитель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица. При этом в перечень лиц, входящих в группу лиц с иными указанными в статьях 27 - 30 Закона о защите конкуренции лицами, не включаются физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в пунктах 1 - 3, 5, 6 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении ходатайства Закон предусматривает полномочие антимонопольного органа на принятие решения о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, предусмотренной статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными участвующими в осуществлении сделки лицами антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении этого ходатайства. Ранее такое решение могло быть принято исключительно при рассмотрении ходатайства о даче согласия на слияние, присоединение или создание коммерческих (некоммерческих) организаций.

Кроме того, Закон предусмотрел полномочие антимонопольного органа удовлетворить ходатайство о даче согласия на слияние, присоединение или создание коммерческих (некоммерческих) организаций выдать заявителю и (или) лицам, входящим в его группу лиц, и (или) создаваемому лицу предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Ранее такое решение могло быть принято исключительно при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 33 Закона о защите конкуренции дополнена новой частью 11, в соответствии с которой антимонопольный орган по собственной инициативе, а также по заявлению лица, которому выдано предписание при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части.

К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения.

Заявление о пересмотре предписания подлежит рассмотрению антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. При этом изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.