2. Уточнение понятий, используемых в Законе о защите конкуренции

Закон N 401-ФЗ уточняет некоторые понятия, используемые антимонопольным законодательством.

Расширяется определение понятия "хозяйствующий субъект". К числу хозяйствующих субъектов будут относиться не только индивидуальные предприниматели, но также иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Учитывая положения Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" к числу финансовых организаций Законом N 401-ФЗ отнесены микрофинансовые организации (пункт 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Законом N 401-ФЗ уточнено определение координации экономической деятельности. Так, согласно Закону под координацией экономической деятельности следует понимать согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. При этом уточнение понятия координации экономической деятельности позволяет его распространить и на действия саморегулируемой организации. Одновременно Закон N 401-ФЗ предусматривает, что не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках "вертикальных" соглашений.

Закон N 401-ФЗ уточняет перечень признаков ограничения конкуренции. В частности, к признакам ограничения конкуренции отнесено установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом указанное не означает, что иные действия органов власти, предусмотренные статьей 15 Закона о защите конкуренции, не ограничивают конкуренции. Для их оценки необходимо использовать также иные признаки, предусмотренные пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Законом N 401-ФЗ уточняется определение понятия "вертикальное" соглашение. "Вертикальным" признается соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. При этом Закон подчеркивает, что не является "вертикальным" соглашением агентский договор.

Учитывая, что одной из форм создания преимуществ хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности является предоставление им государственных или муниципальных гарантий, определение понятия "государственная или муниципальная преференция" дополнено указанием на то, что к числу преференций относятся государственные или муниципальные гарантии (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Статья 4 дополнена новым понятием "лицо, являющееся объектом экономической концентрации". Лицом, являющимся объектом экономической концентрации, признается лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 Закона о защите конкуренции.