1. Общая характеристика и основные проблемы сферы реализации Государственной программы
1. Общая характеристика и основные проблемы сферы
реализации Государственной программы
Примерно на 15 процентах территории Российской Федерации, где проживает 60 процентов населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным, что обусловлено как текущим негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, так и экологическим ущербом, нанесенным и накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Сформированные в 80-х годах прошлого века основы национальной системы нормирования воздействия на окружающую среду практически не изменились до настоящего времени.
Многие российские нормативы качества окружающей среды и рассчитанные на их основе нормативы выбросов, сбросов вредных (загрязняющих) веществ являются недостижимыми с приемлемыми затратами, особенно для крупных предприятий. В качестве компромисса устанавливаются временно согласованные выбросы, сбросы (лимиты) при наличии планов мероприятий по снижению воздействия до допустимых нормативов.
Отсутствие четкого правового регулирования механизма установления лимитов индивидуальными разрешениями привело к непрозрачности этого института, возможности из года в год не выполнять планы мероприятий и продлевать установленные лимиты.
Вышеуказанные позиции закреплены и в экономическом механизме охраны окружающей среды, предусматривающем внесение платы за нормативное и сверхнормативное, в том числе сверхлимитное загрязнение окружающей среды, имеющей компенсационный и стимулирующий характер.
Компенсационный характер связан с возмещением вреда, причиняемого поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, с целевым использованием средств платы, поступавших ранее во внебюджетные экологические фонды, средства которых должны были направляться на природоохранные мероприятия. С прекращением функционирования внебюджетных экологических фондов этот механизм утратил рычаги своего влияния.
Стимулирующий характер связан с применением различных повышающих коэффициентов к ставкам платы, а также с возможностью зачета платежей в счет выполнения природоохранных мероприятий. Со временем постепенно размер платы стал несопоставимо мал по сравнению с необходимыми инвестициями на природоохранные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Механизм по зачету платежей в счет выполнения природоохранных мероприятий так и не заработал в полную силу.
Государственная система регулирования предъявляет одинаковые требования к объектам повышенной экологической опасности и к объектам с незначительным воздействием, что приводит к непропорциональным экономическим издержкам предприятий и неэффективной работе государственных органов. Затраты многих малых и средних предприятий на разработку и согласование томов предельно допустимых выбросов, сбросов и лимитов нередко кратно превышают суммы вносимых платежей за негативное воздействие.
Таким образом, сложившаяся система нормирования создает возможность для неограниченного загрязнения окружающей среды, характеризуется низкой эффективностью применения и большим количеством административных барьеров.
Последние 10 лет темпы роста объемов выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, образования отходов в целом отставали от темпов роста валового внутреннего продукта, но вместе с тем уровни негативного воздействия остаются высокими.
Общий объем выбросов в атмосферный воздух в 2011 году составил порядка 32,5 млн. тонн вредных (загрязняющих) веществ, 41 процент которых приходится на выбросы от передвижных источников.
По сравнению с 2007 годом выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 2011 году снизились на 8 процентов. Также снизились средние за год концентрации таких загрязняющих веществ, как оксид азота (на 11 процентов), бенз(а)пирен (на 17 процентов), взвешенные вещества, диоксид азота и оксид углерода (на 5 - 6 процентов).
Вместе с тем, в городах, где проживает порядка 55 млн. человек (53 процента городского населения России), степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая.
В водные объекты в 2011 году было сброшено 48 кубических километров сточных вод. Доля загрязненных сточных вод составила 33 процента. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает порядка 12 млн. тонн вредных (загрязняющих) веществ.
По сравнению с 2007 годом объем сбросов загрязненных сточных вод в 2011 году уменьшился на 6 процентов, составив 16 кубических километров.
Объем образования в Российской Федерации отходов производства и потребления ежегодно растет и в 2011 году составил 4,3 млрд. тонн, из них 60,6 млн. тонн (1,4 процента) приходится на твердые бытовые отходы. Средний показатель образования в Российской Федерации твердых бытовых отходов в 2011 году составил 0,4 тонны на душу населения.
В результате прошлой хозяйственной деятельности накоплено 31,6 млрд. тонн отходов производства и потребления.
Более 14,7 тысяч санкционированных мест размещения отходов занимают территорию общей площадью порядка 4 млн. гектар. С учетом роста объема отходов производства и потребления под их размещение ежегодно выделяется порядка 400 тыс. гектаров земли. Помимо этого выявляются и ликвидируются свалки. Так в 2011 году было выявлено более 41,8 тыс. и ликвидировано более 35,2 тыс. свалок.
Переработке подвергается менее 40 процентов промышленных отходов и лишь 7 - 10 процентов твердых бытовых отходов.
Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, отсутствие раздельного сбора и, в большинстве случаев, их сортировки. Последнее приводит к размещению отходов, содержащих токсичные вещества, на полигонах твердых бытовых отходов без предварительного обезвреживания.
Возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов.
Являясь крупнейшим по площади государством в мире, Российская Федерация играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы.
В России представлены все основные экосистемы Евразии (полярные пустыни, тундры, лесотундры, тайга, бореальные леса, лесостепи, степи, полупустыни, субтропики), порядка 5 процентов мировой флоры сосудистых растений, 18 процентов фауны млекопитающих и почти 8 процентов фауны птиц, произрастает более 12500 видов сосудистых растений, 2200 видов мохообразных, около 3000 видов лишайников, обитает 320 видов млекопитающих, более 732 видов птиц, 80 видов рептилий, 29 видов амфибий, 343 вида пресноводных рыб, 9 видов круглоротых, порядка 1500 видов морских рыб, более 100 тыс. видов беспозвоночных животных. Порядка 20 процентов флоры и фауны России составляют эндемичные виды.
Реализации комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений в связи с увеличением антропогенной нагрузки требует такой уникальный природный комплекс как Байкальская природная территория и, в частности, озеро Байкал.
Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, представляют как текущая хозяйственная деятельность промышленных предприятий, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.
Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду в сочетании с достаточно низкой долей инвестиций в валовый внутренний продукт России в целом ограничивает развитие экологического сектора экономики, снижает конкурентные преимущества российской экономики в сфере развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий.
Для обеспечения устойчивого развития таких погодозависимых отраслей экономики, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство, сельское хозяйство и другие необходима своевременная гидрометеорологическая информация.
В 2009 году лишь 34 процента объектов экономики и социальной сферы были защищены от снежных лавин методами предупредительного спуска в общем количестве объектов в лавиноопасных районах, нуждающихся в защите. Предотвращение ущерба сельскохозяйственным угодьям от градобития требует существенного расширения площади противоградовой защиты.
Плотность существующей государственной наблюдательной сети за состоянием окружающей сети в Российской Федерации не соответствует международным стандартам. Количество пунктов основных гидрометеорологических наблюдений составляет от 74 до 85 процентов от минимально необходимого количества, рассчитанного с учетом рекомендаций Всемирной метеорологической организации и общих климатических, физико- и экономико-географических условий территории Российской Федерации. Выполнение нормативных объемов измерений (в соответствии с международными требованиями измерений загрязнения окружающей среды) составляет от 44 (загрязнение атмосферного воздуха) до 76 процентов (загрязнение поверхностных вод), 38 процентов городского населения России проживает на территориях, где не проводятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
Решение проблемы развития систем гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды приобретает особую актуальность в связи с угрозой ухудшения экологической ситуации в стране и истощения природных ресурсов.
Износ отечественной экспедиционной инфраструктуры, недостаточное приборное и технологическое оснащение, низкий уровень материального стимулирования участников экспедиций может привести к утрате российских позиций в Антарктике, недостаточному использованию потенциала Российской антарктической экспедиции для изучения проблем изменения климата, влияющих на формирование российской и глобальной экологической политики, а также к несоблюдению условий Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, ратифицированного Федеральным законом от 24 мая 1997 г. N 79-ФЗ.
Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды, на решение которых будет направлена реализация государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (далее - Государственная программа), являются:
низкая эффективность действующей системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду;
высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, образования отходов производства и потребления;
низкий уровень обезвреживания и использования отходов производства и потребления;
недостаточный уровень развития индустрии экологического назначения, производства экологически эффективного оборудования, оказания экологических услуг;
угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов;
ухудшение экологического состояния уникального природного комплекса Байкальской природной территории и озера Байкал;
недостаточный уровень обеспечения гидрометеорологической безопасности;
отставание уровня и оснащенности научных исследований в Антарктике.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является ухудшение качества окружающей среды, снижение качества жизни граждан и, как следствие, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение темпов экономического роста. По экспертным оценкам, ежегодный экономический ущерб в результате ухудшения состояния окружающей среды составляет 4 - 6 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875