Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9.2. Меры управления рисками реализации государственной программы

9.2. Меры управления рисками реализации

государственной программы

Меры управления рисками реализации государственной программы разработаны на основании выявленных основных рисков реализации программы, перечисленных в п. 9.1.

Риски, связанные с сокращением государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья. Секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, и изменение сроков их выполнения.

Смягчение возможной кризисной ситуации возможно за счет перераспределения приоритетов и оптимизации использования средств между мероприятиями, а также за счет переноса сроков завершения этапов отдельных работ на более поздний период. Вопросы перераспределения средств между конкретными федеральными целевыми программами, подпрограммами и основными мероприятиями должны решаться в рабочем порядке в случае возникновения кризисных ситуаций и учитывать текущую конъюнктуру рынка, уровень риска, причины его возникновения и т.п. На сегодняшний день приоритеты в перераспределении финансирования расставить не представляется возможным. При любом перераспределении финансирования в дальнейшем для завершения всех запланированных работ необходима компенсация недофинансирования. При этом финансирование работ по созданию упреждающего научно-технического задела для создания перспективной техники как в интересах Военно-морского флота России, так гражданской морской техники, а также работ по оптимизации и управления реализацией программ технологической направленности должны быть постоянными.

Риски из-за нарушенной вертикали управления в отрасли, а также связи между научными, проектными и производственными организациями отрасли могут быть компенсированы специальными мероприятиями по координации и сопровождению реализации работ. В общем случае разумно построенные работы по координации позволяют достичь синергетического эффекта от внедрения отдельных мероприятий внедрением ряда мероприятий, охватывающих весь цикл реализации работ по воссозданию судостроительной промышленности России. Отечественная и международная практика показывают, что эффективность данных мероприятий достигает 1000%, т.е. 1 вложенный в мероприятия по координации рубль дает до 10 рублей экономии за счет рационального распределения программных средств.

Отечественные организации судостроительной отрасли имеют зачастую двойную специализацию и ориентированы как на гражданское строительство, так и строительство в интересах национальной обороны и военно-технического сотрудничества, что порождает риски невозможности выполнения плана по одному из направлений в случае увеличения загрузки по другому направлению и диктует необходимость в тщательном планировании загрузки организаций.

Риск неполного достижения целей, существующий обычно при реализации традиционных форм среднесрочного планирования, может быть принципиально уменьшен. Однако эта задача не должна решаться единовременно, нужна поэтапная и ежегодная оптимизация расходов по мере реализации мероприятий государственной программы и уточнения данных макроэкономического прогноза на ближайшие 3 - 5 лет.

Также целесообразно не только перераспределять и оптимизировать объемы финансирования, соизмеряя их с ожидаемыми значениями индикаторов, но и вносить обоснованные коррективы в ожидаемые результаты. Другими словами, надо управлять эффективностью реализации государственной программы, обеспечивая ранее запланированные показатели и индикаторы.

Развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций.

Данные риски целесообразно уменьшать за счет целенаправленного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для определения тенденций развития мирового рынка технологий и научно-технического потенциала зарубежных стран. Данные работы предусмотрены в действующих федеральных целевых программах и должны быть продолжены.

Отказ государства от пакетов акций в крупных интегрированных структурах.

Риски могут быть уменьшены за счет выработки комплексной долгосрочной государственной политики в области управления государственным имуществом, входящим в интегрированные структуры отрасли. Такая политика должна быть выработана и утверждена обособленно от государственной программы и носить единый межотраслевой характер. В случае выработки такой политики и ее неукоснительного выполнения риски, связанные с управлением государственным имуществом могут быть сокращены практически до нулевого уровня.

Ухудшение демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности.

Данный риск учтен при формировании государственной программы и был признан системным. На основании этого вывода в государственную программу была включена Подпрограмма 7 "Развитие кадрового потенциала судостроения", в рамках которой предполагается осуществление комплекса мер, направленных на стимулирование развития кадрового потенциала судостроительной промышленности как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Реализация указанной подпрограммы в полном объеме позволит значительно сократить риски, связанные с кадровым дефицитом в судостроении.