Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9.1. Анализ рисков реализации государственной программы

В "Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года" выделяются следующие основные проблемы и риски развития морской деятельности, которые оказывают существенное влияние на реализуемость государственной программы, достижение ее целей и задач:

недостаточное участие морских судов, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, в обслуживании российской грузовой базы, что снижает эффективность транспортной системы страны в целом и ставит Российскую Федерацию в зависимость от иностранных государств, обладающих конкурентоспособным морским транспортом;

малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в мировом торговом флоте, слабое участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках (между портами иностранных государств);

высокий уровень экономических потерь от незаконной эксплуатации и реализации в иностранных портах водных биологических ресурсов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

тенденция к истощению месторождений углеводородов на территории Российской Федерации, определяющая необходимость включения в хозяйственный оборот запасов континентального шельфа Российской Федерации. Дефицит энергетических мощностей, недостаточность научно-технической базы разработки новых методов и средств для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, сдерживающие освоение месторождений полезных ископаемых и развитие береговой инфраструктуры, включая морские и речные порты;

длительная стагнация производства, повлекшая за собой потерю большинства секторов внутреннего и внешнего рынков российского судостроения;

недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, в особенности в арктических районах и районах, отдаленных от морских портов;

предупреждения и уменьшения опасных последствий стихийных бедствий, а также постоянного мониторинга природных, антропогенных и техногенных явлений глобального и регионального масштабов;

недостаточный уровень усиления мер по обеспечению безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения с судов, связанный с увеличением интенсивности судоходства, активизации разведки и добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации, строительством нефтяных терминалов и увеличение перевозок нефти морем;

недостаточный уровень развития информационного обеспечения морской деятельности на основе систем, комплексов и средств различного подчинения, их интеграции и рационального использования;

возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и не отвечающее современным требованиям оснащение контролирующих органов техническими средствами морского экологического контроля и надзора;

необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития морской деятельности комплексным подходом.

Среди основных рисков реализации государственной программы можно выделить:

1. Макроэкономические риски:

сокращение государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья или по другим объективным причинам (например, очередной экономический кризис);

изменение курса Правительства Российской Федерации на резкое сокращение государственной поддержки и защиты отечественного судостроения, например, связанное с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

международные юридические проблемы, связанные с освоением арктических месторождений углеводородного сырья;

внешнеполитическая конъюнктура, влияющая на объемы международного кооперационного сотрудничества;

конъюнктура мирового рынка транспортных перевозок и судостроительной техники, влияющая на объем и доходность продаж судостроительной продукции;

развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций.

Эти риски ставят под угрозу выполнение государственной программы в полном объеме, достижение основных целей и задач, и может потребовать пересмотра ряда позиций государственной программы, в первую очередь связанных с мерами государственной поддержки.

2. Финансовые и временные риски:

секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы, и изменение сроков их выполнения;

значительное снижение или отсутствие в федеральном бюджете средств на фундаментальные и прикладные исследования и работы по созданию научно-технического задела для перспективной морской техники;

ухудшение финансово-экономического положения потребителей продукции судостроительной промышленности, изменения приоритетов в планах их развития, в связи с чем возникнут проблемы на рынках сбыта (внедрения) продукции отрасли;

изменение общего инвестиционного климата в стране, снижение активности потенциальных инвесторов в судостроительную промышленность;

ухудшение финансово-экономического положения разработчиков и производителей судостроительной продукции, и как следствие дефицит внебюджетных средств на реализацию государственной программы, банкротство организаций - исполнителей основных мероприятий государственной программы или невозможность выполнения финансово неблагополучными организациями контрактов и обязательств, предусмотренных государственной программой.

При осуществлении этих рисков потребуется корректировка ряда программных мероприятий, содержания и механизма их реализации.

Сокращение бюджетного финансирования государственной программы может резко затормозить начавшееся инновационное развитие судостроительной промышленности и негативно отразиться на реализации в установленные сроки целей и задач государственной программы.

3. Организационные риски.

Организационные риски связаны в первую очередь с возможным изменением порядка управления и реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы и федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" и снижением (прекращением) финансирования работ на эти цели.

Задержка с разработкой, утверждением и развертыванием новых федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2017 - 2025 годы" и федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2016 - 2025 годы".

Кроме этого существенным организационным риском является возможное изменение структуры органов исполнительной власти и связанные с этим организационные трудности и проблемы.

Стабильность структуры заинтересованных органов исполнительной власти и правил проведения конкурсов на выполнение работ из средств государственного бюджета будут способствовать снижению организационных рисков.

4. Трудовые риски.

Существует риск ухудшения демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности. Кроме этого существуют риски необеспеченности организаций отрасли квалифицированными кадрами. Если не будут организованы или расширены необходимые мероприятия, эти риски приобретут существенное значение и поставят под угрозу выполнение государственной программы.

Количественная оценка приведенных рисков представляется неэффективной ввиду низкой информативности любых полученных экономических оценок и большой неопределенности при долгосрочном планировании рисков. На сегодняшний день не представляется возможным количественно оценить возможные риски в перспективе 10 - 20 лет. Такое планирование может быть проведено в перспективе 3 - 5 лет ввиду нестабильности рыночной конъюнктуры и экономической системы в целом.

Качественная оценка рисков была получена экспертными методами, определяющими взаимосвязь рисков и мероприятий государственной программы. На основании такой оценки было установлено, что на реализацию основных мероприятий, достижение целей и выполнение задач государственной программы в наибольшей степени оказывают влияние следующие риски, влияние которых было оценено как "сильное" и "очень сильное":

сокращение государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья или по другим объективным причинам (например, очередной экономический кризис);

развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций;

отказ государства от пакетов акций в крупных интегрированных структурах и от соответствующих обязательств;

секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы и изменение сроков их выполнения;

ухудшение демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности.

Полученные результаты указывают на сильное влияние государственных органов, их целей и действий на реализацию государственной программы (3 из 5 рисков), а также влияния общей ситуации в экономической и социальной системе России (обуславливающей демографические факторы) и состояния мирового рынка технологий. В совокупности влияние данных факторов определено на уровне 70 - 80% от общего влияния всех рисков государственной программы. В связи с этим целесообразно сконцентрировать усилия по предотвращению влияния рисков на перечисленных факторах.