Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

3.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер

управления рисками реализации подпрограммы

Среди основных рисков реализации подпрограммы можно выделить:

1. Макроэкономические риски:

сокращение государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья или по другим объективным причинам (например, очередной экономический кризис);

изменение курса Правительства Российской Федерации на резкое сокращение государственной поддержки и защиты отечественного судостроения, например, связанное с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

международные юридические проблемы, связанные с освоением арктических месторождений углеводородного сырья;

внешнеполитическая конъюнктура, влияющая на объемы международного кооперационного сотрудничества;

конъюнктура мирового рынка транспортных перевозок и судостроительной техники, влияющая на объем и доходность продаж судостроительной продукции;

развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций.

Эти риски ставят под угрозу выполнение Подпрограммы, достижение основных целей и задач и могут потребовать пересмотра ряда позиций Подпрограммы, в первую очередь связанных с мерами государственной поддержки.

1. Финансовые и временные риски:

секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию основных мероприятий подпрограммы;

ухудшение финансово-экономического положения потребителей продукции судостроительной промышленности, изменения приоритетов в планах их развития, в связи с чем возникнут проблемы на рынках сбыта (внедрения) продукции отрасли;

изменение общего инвестиционного климата в стране, снижение активности потенциальных инвесторов в судостроительную промышленность;

ухудшение финансово-экономического положения разработчиков и производителей судостроительной продукции и, как следствие, дефицит внебюджетных средств на реализацию Подпрограммы, банкротство организаций - исполнителей основных мероприятий Подпрограммы или невозможность выполнения финансово неблагополучными организациями контрактов и обязательств, предусмотренных подпрограммой.

При осуществлении этих рисков потребуется корректировка ряда мероприятий подпрограммы, содержания и механизма их реализации.

3. Трудовые риски:

Существует риск ухудшения демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности. Кроме этого существуют риски необеспеченности организаций отрасли квалифицированными кадрами.

Было установлено, что на реализацию основных мероприятий, достижение целей и выполнение задач государственной программы в наибольшей степени оказывают влияние следующие риски, влияние которых было оценено как "сильное" и "очень сильное":

сокращение государственного бюджета из-за колебаний цен на мировом рынке нефтепродуктов и экспортного сырья или по другим объективным причинам (например, очередной экономический кризис);

развитие научно-технического потенциала зарубежных конкурирующих фирм и организаций;

отказ государства от пакетов акций в крупных интегрированных структурах и от соответствующих обязательств;

секвестр финансовых средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы и изменение сроков их выполнения;

ухудшение демографической ситуации в России и особенно в населенных пунктах, обеспечивающих кадрами организации судостроительной промышленности.

Полученные результаты указывают на сильное влияние государственных органов, их целей и действий на реализацию подпрограммы, а также влияния общей ситуации в экономической и социальной системе России (обуславливающей демографические факторы) и состояния мирового рынка технологий. В совокупности влияние данных факторов определено на уровне 70 - 80% от общего влияния всех рисков подпрограммы. В связи с этим целесообразно сконцентрировать усилия по предотвращению влияния рисков на перечисленных факторах.