Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Институциональные и структурные реформы

Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы.

Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последние годы выступили Федеральная целевая программа развития образования, федеральная целевая программа "Русский язык", федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.

Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали: выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования - и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.

Институционализация новых образовательных и организационных моделей обеспечивалась за счет внесения изменений в законодательные акты (Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании"), принятия правовых актов Правительства Российской Федерации по отдельным мерам, направленным на развитие образования. Завершение формирования новой институциональной модели российской системы образования должно быть обеспечено принятием подготовленного проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В пилотировании и реализации институциональных реформ доказали свою эффективность механизмы конкурсной финансовой поддержки проектов модернизации образования в регионах по принципу "деньги в обмен на обязательства".

В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы:

нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;

система оплаты труда, ориентированная на результат;

независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме);

общественное участие в управлении образованием и оценке его качества;

публичная отчетность образовательных организаций.

Результатом стало повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества. Однако эти меры не привели к реальной самостоятельности образовательных учреждений, к повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями.

Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, не обеспечена информационная открытость результатов деятельности системы образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Отсутствие учета условий работы образовательных организаций не позволяет объективно оценивать их эффективность и распределять ресурсы поддержки.

Серьезным вызовом единству образовательного пространства Российской Федерации становится и отставание ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для организаций начального профессионального и среднего профессионального образования наиболее существенными в последние годы были мероприятия по развитию их сети и укреплению взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда, в контексте передачи учреждений с федерального на региональный уровень подчинения. Это позволило заложить базу для создания системы профессионального образования, соответствующей потребностям субъектов Российской Федерации и работодателей в специалистах. Вместе с тем во многих регионах не решены задачи разработки и реализации эффективных моделей развития региональных систем начального и среднего профессионального образования, усиления роли местных сообществ и работодателей в развитии этих систем.

Модернизация структуры и содержания профессионального образования была связана с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов, отвечающих требованиям развития экономики страны, и переходом на многоуровневое высшее образование - образовательные программы подготовки бакалавров и магистров.

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" наряду с программами инновационного развития компаний и технологическими платформами стало знаковым событием для стимулирования использования производственными предприятиями потенциала российских вузов.

Активно формируется инновационная инфраструктура в вузах - победителях конкурса на развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", победителях конкурсов в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 - 2008 годах.

Начиная с 2000 года одним из основных направлений в структурном преобразовании системы профессионального образования являлось выделение категорий ведущих вузов <1> для интенсификации развития всей системы высшего образования (проводников модернизации). Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные и национальные исследовательские университеты разработали и реализуют программы развития, поддержанные государством. Перечисленными вузами приняты конкретные обязательства и целевые значения показателей своего развития.

--------------------------------

<1> К ведущим вузам отнесены образовательные учреждения высшего профессионального образования: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, национальные исследовательские и федеральные университеты.

В 2011 году 55 вузов, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, стали победителями конкурса стратегических программ развития. Их программы развития реализуются, в том числе при государственной поддержке в форме дополнительных субсидий вузам на выполнение государственного задания за счет перераспределения высвобождающихся средств.

Вместе с тем многие федеральные инициативы и инновации еще не вошли в повседневную практику всех вузов, не стали стандартами и моделями повседневной деятельности образовательных организаций. Это связано с тем, что среда "агентов инновации", "проводников модернизации" в высшей школе только формируется.

Реализация Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и принятие подготовленного проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" должны обеспечить оформление новой институциональной модели российской системы образования. Важнейшим элементом этой модели является открытость, вовлечение общественности и всех заинтересованных субъектов.

При этом в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) необходимо обеспечить поддержку реализации и эффективность этой модели.