Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Инфраструктура системы образования

В результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", региональных проектов модернизации систем общего образования существенно обновлена инфраструктура общего образования, состояние которой при отсутствии инвестиций в течение длительного времени достигло критически низкого уровня.

Выделение средств на улучшение материально-технической базы образовательных организаций, закупку оборудования способствовало росту показателя доли обучающихся в современных условиях с 14 процентов в 2006 г. до 66 процентов в 2011 году.

Все российские школы подключены к сети Интернет. Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием. Реализация проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, предусматривающего внедрение современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием.

При этом сохраняется межрегиональная и межмуниципальная дифференциация по уровню соответствия инфраструктуры современным требованиям. В ряде регионов в некоторых школах сохраняется обучение во вторую и третью смены, не обеспечено базовое благоустройство. Неравенство доступа учащихся к современным условиям обучения создает угрозу для единства образовательного пространства.

Реализация региональных проектов по модернизации систем общего образования в 2011 - 2013 годах предусматривает предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации инфраструктуры общего образования (приобретение оборудования, транспортных средств, капитальный, текущий ремонт и реконструкция зданий и другое).

Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры. Международный опыт показывает, что масштабные проекты реконструкции и обновления школьной инфраструктуры возможно реализовывать в короткие сроки и использовать для этого время летних каникул. При этом для реализации подобных проектов реконструкции требуется проведение международного анализа и создания лучших практик в России с опорой на лучшие мировые образцы. Следует также отметить, что современная инфраструктура позволяет в значительной степени снижать расходы на содержание зданий (повышение энергоэффективности и использование альтернативных источников энергии), а также снижать расходы на строительство (применение современных материалов и технологий строительства социальной инфраструктуры).

В последние годы существенно увеличились вклады в инфраструктуру профессионального образования, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Однако сотни учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования были переданы с федерального на региональный уровень без достаточных вложений в развитие инфраструктуры.

В России лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий.

Совместными усилиями государства и университетов удалось существенно модернизировать информационно-технологическую инфраструктуру высшего образования. Однако задача формирования открытой системы библиотечных ресурсов высшего образования еще далека от своего решения.