Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Отбор товаров-представителей

Товарная группа представляет собой совокупность однородных товаров-представителей.

Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, но однородны по своему потребительскому назначению.

Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара (марка, сорт, артикул и т.д.), обладающая определенными качественными характеристиками, признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.

Например, товарная группа - "Масла растительные"; товары-представители - "Масло подсолнечное", "Масло рапсовое"; виды товара - "Масло подсолнечное рафинированное дезодорированное", "Масло подсолнечное нерафинированное".

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является их представительность для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъекта и России в целом.

От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит качество и достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично как в этой организации, так и в других, не отобранных для обследования.

В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов товаров должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все виды экономической деятельности, производство продукции которых осуществляется в субъекте Российской Федерации.

Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по видам экономической деятельности сумма стоимостей отобранных для наблюдения товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции конкретного вида деятельности.

Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

1. Централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики видов экономической деятельности. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов государственной статистики, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень, производство которых осуществляется на предприятиях субъекта Российской Федерации.

Если внутри товарных групп (например, продукция печатная, инструменты музыкальные и др.) в указанном перечне не выделены товары-представители, сотрудники территориальных органов государственной статистики отбирают их самостоятельно.

2. Специалисты территориальных органов государственной статистики, исходя из исчерпывающего анализа объемов производства всех производимых товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами-представителями, наиболее характерными для производственной деятельности субъекта, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение товарам-представителям используется при расчете индексов цен на них на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется. Однако она участвует в формировании индексов цен по видам экономической деятельности, к которым относятся эти товары.

На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3 - 5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, на которые будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен на несколько видов товаров, относящихся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов товаров.

Формирование набора конкретных видов товаров для регистрации цен производится специалистами территориальных органов государственной статистики совместно со специалистами организаций, участвующих в наблюдении. По каждому отобранному виду товара в комплексе электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленных товаров" в специальный Справочник видов товаров заносится необходимая информация о нем: код организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, сорт, модель, артикул, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления и т.п.), а также тип потребителя <1> товара, если это существенно с точки зрения уровня регистрируемой цены. В справочнике также указывается код товара-представителя, к которому относится данный вид товара.

--------------------------------

<1> Тип потребителя товара - краткая характеристика организации, которая приобрела товар. Например, промышленная или посредническая организация, организация розничной или оптовой торговли и т.д.

В состав отобранных для наблюдения товаров должны входить не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация, но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений, однако имеющие значительный объем в промышленном производстве субъекта. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен производителей промышленных товаров в целом.

Регистрация цен производителей должна осуществляться на те виды товаров, которые занимают значительный удельный вес в общем выпуске организации и представляют интерес для экономики субъекта независимо от их принадлежности к тому или другому виду деятельности, т.е. в одной организации могут наблюдаться виды товаров, относящиеся к различным видам деятельности.

При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;

- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данного товара-представителя, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен того товара-представителя, который оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного товара-представителя, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в него.

В производствах с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (текстильное, швейное, производство обуви и т.д.) необходимо также регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товар-представитель, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров.