Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2012 N АКПИ12-1028 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим абзаца двенадцатого подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2012 г. N АКПИ12-1028

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующим абзаца двенадцатого подпункта "в" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление),

установил:

согласно абзацу двенадцатому подпункта "в" пункта 3 Постановления в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г., а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 г. по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.

Гражданин Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 3 Постановления, в соответствии с которым лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г. из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных, выслуга лет для назначения пенсий рассчитывается на льготных условиях, из расчета один месяц службы за два месяца (абзац двенадцатый подпункта "в" пункта 3). Данная норма не рассматривает прохождение службы военнослужащими внутренних войск в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных, до реформирования системы ИТУ (до 1 января 1993 г.), ввиду чего исключает реализацию права на льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих внутренних войск, проходивших службу в системах ИТУ наряду с рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел.

Заявитель с 20 января 1986 г. по 31 декабря 1992 г. проходил сверхсрочную службу во внутренних войсках МВД СССР, находился в непосредственном контакте с осужденными больными в соответствии с должностными обязанностями контролера по надзору. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями был уволен с действительной военной службы и с 1 января 1993 г. по 6 июня 1996 г. проходил службу в органах внутренних дел сотрудником ИТУ. В 2011 г. обратился за назначением пенсии за выслугу лет, но ему было отказано в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии.

По мнению заявителя, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 18 и 19 Конституции Российской Федерации, статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статье 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Л. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 25 июля 2012 г. N АД-П4-4240).

Представители Правительства Российской Федерации Г., Т., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что подпункт "в" пункта 3 Постановления в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации и не нарушает прав граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Г., Т., К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18). Во исполнение предписания законодателя Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. издало постановление N 941 (действует в редакции с последующими изменениями и дополнениям).

Первоначально данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации N 40, 4 октября 1993 г.

Оспариваемые положения нормативного правового акта предусматривают льготу, предоставляемую при исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов, исполняющих наказание, в связи с прохождением службы в особых условиях, позволяя увеличивать выслугу лет для назначения им пенсии в соответствии с действующим законодательством. Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сотрудникам уголовно-исполнительной системы установлен льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два (часть 3 статьи 36).

Доводы заявителя, по сути, сводятся к расширению круга лиц, на которых распространяется льгота, предусмотренная частью 3 статьи 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Ни законодательство бывшего Союза ССР, ни Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. N 3534-1 "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" не содержали положений о льготном зачете выслуги лет для лиц, проходивших военную службу во внутренних войсках и выполнявших задачи по охране лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1992 г. N 812 "О первоочередных мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" функции по охране воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториев и надзору за лицами, содержащимися в них, а также по надзору за осужденными, отбывающими наказание в исправительно-трудовых колониях, с внутренних войск МВД России сняты и возложены на органы, исполняющие наказание, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Установленный Постановлением порядок исчисления выслуги лет, при котором прохождение службы военнослужащими внутренних войск в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях для содержания и лечения осужденных инфекционных больных до 1 января 1993 г. не включается в льготное исчисление выслуги лет, не может рассматриваться как нарушение действующего законодательства и гарантированного Конституцией Российской Федерации равенства прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение военнослужащих определяется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в статье 3 которого установлены гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", который определяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, устанавливая для лиц, имеющих соответствующую выслугу на военной службе, право на получение пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом "б" статьи 13 названного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Л. на день увольнения со службы не относился к лицам, имеющим права на пенсию за выслугу лет, и оспариваемые положения нормативного правового акта, устанавливающие льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсий, не затрагивают прав и законных интересов заявителя.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Л. о признании частично недействующим абзаца двенадцатого подпункта "в" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ