Приложение N 2

Утверждена

приказом Минтранса России

от 5 мая 2012 г. N 136

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1. Методика оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава (далее - Методика) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 1051 "О порядке привлечения открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе" и определяет подходы к проведению оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса.

2. Оценка эффективности использования железнодорожного подвижного состава при перевозках грузов (далее - оценка эффективности) проводится на основе данных, получаемых в процессе мониторинга использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса, осуществляемого в соответствии с Порядком о порядке мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса.

3. Оценка эффективности проводится методом сравнительного анализа динамики изменения значений следующих качественных показателей (далее - анализ):

1) оборот вагона по составляющим:

в движении;

простой на технических станциях;

простой под грузовыми операциями, в том числе на местах необщего пользования;

2) среднесуточный пробег вагона;

3) производительность вагона.

Для целей анализа используются формулы расчета, приведенные в пунктах 5 - 7 настоящей Методики.

4. В ходе проведения оценки эффективности анализируется изменение значений показателей, указанных в пункте 4 настоящей Методики, и их составляющих за отчетный период и с начала года в среднем по всем типам железнодорожного подвижного состава и в отдельности по:

специализированному железнодорожному подвижному составу;

универсальному железнодорожному подвижному составу;

локомотивам.

5. Оборот вагона (цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки) исчисляется в сутках и определяется по формуле:

00000001.wmz,

где Q - оборот грузового вагона;

L - полный рейс вагона - расстояние, которое проходит вагон за время оборота.

Полный рейс вагона рассчитывается по формуле:

00000002.wmz,

где 00000003.wmz - груженый рейс вагона;

00000004.wmz - порожний рейс вагона;

00000005.wmz - участковая скорость;

00000006.wmz - среднее число технических станций, которые вагон проходит за время оборота;

00000007.wmz - средний простой вагона на одной технической станции;

00000008.wmz - коэффициент местной работы, который показывает количество грузовых операций за время оборота грузового вагона.

Для сети железных дорог коэффициент местной работы определяется как:

00000009.wmz,

где 00000010.wmz - погрузка в вагонах;

00000011.wmz - выгрузка в вагонах;

00000012.wmz - работа сети в вагонах, равная 00000013.wmz, где 00000014.wmz - прием груженых вагонов по внешним стыкам;

00000015.wmz - среднее время простоя вагона под грузовыми операциями.

Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.

6. Среднесуточный пробег вагона грузового парка характеризует скорость его продвижения, выражается в км/сутки и рассчитывается по формуле:

00000016.wmz,

где 00000017.wmz - среднесуточный пробег вагона.

7. Среднесуточная производительность вагона характеризует его использование в процессе перевозки грузов и исчисляется в тонно-км нетто, выполненных вагоном рабочего парка за сутки, по следующей формуле:

00000018.wmz,

где 00000019.wmz - среднесуточная производительность вагона;

00000020.wmz - средняя динамическая нагрузка на груженый вагон;

00000021.wmz - коэффициент порожнего пробега.

Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.

7.1. Средняя динамическая нагрузка вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается по следующей формуле:

00000022.wmz,

где 00000023.wmz - средняя статическая нагрузка вагона - количество груза (в тоннах), погруженного в вагон;

00000024.wmz - средняя дальность перевозки груза;

00000025.wmz - коэффициент отношения эксплуатационных тонно-км к тарифным тонно-км.

Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.

7.2. Коэффициент порожнего пробега (00000026.wmz) характеризует величину порожнего пробега и определяется как отношение порожнего пробега к груженому пробегу и зависит от особенностей работы и использования вагонов, их специализации, а также размещения пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.

7.3. Кроме того, проводится анализ коэффициента переработки вагонов на технических станциях (00000027.wmz), оказывающего влияние на производительность вагона и характеризующего уровень маршрутизации перевозок.

Коэффициент переработки вагонов представляет собой соотношение между количеством транзитных вагонов с переработкой и без переработки, проходящих через техническую станцию, и рассчитывается по формуле:

00000028.wmz,

где 00000029.wmz - количество транзитных вагонов с переработкой;

00000030.wmz - количество транзитных вагонов без переработки.

8. Составляющие показателей эффективности использования вагонов делятся на три основные группы:

объективные показатели, зависящие от текущих условий работы организаций железнодорожного транспорта (средняя дальность перевозки груза, полный рейс вагона, количество технических станций, коэффициент порожнего пробега, средняя динамическая нагрузка);

субъективные показатели, зависящие от качества работы организации железнодорожного транспорта (участковая скорость, средний простой вагонов на технической станции);

субъективные показатели, зависящие от качества работы грузоотправителей, грузополучателей (среднее время простоя под грузовыми операциями, в том числе в части времени нахождения вагона в местах необщего пользования, средняя статическая нагрузка вагона).

9. В процессе оценки:

устанавливается рост/снижение значений показателей и их составляющих на конец отчетного периода в сравнении со значениями показателей на начало отчетного периода и в сравнении со значениями показателей на начало года;

определяются темпы изменений значений показателей;

определяются тенденции изменений значений показателей;

определяется степень влияния изменения значений составляющих показателей на изменение значений показателей в целом с учетом пункта 8 настоящей Методики.