I. Конституционные основы публичного права

1. Постановлением от 28 февраля 2012 года N 4-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 11 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Заявителем оспаривалось законоположение, согласно которому депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона, и может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Согласно вынесенному Конституционным Судом решению оспариваемая норма не предполагает возможности исключения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона, и досрочного прекращения его депутатских полномочий вследствие выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом.

2. Постановлением от 1 марта 2012 года N 6-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявителем оспаривались законоположения, регулирующие предоставление налогоплательщику (при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц) имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных расходов на приобретение родителями в собственность своих несовершеннолетних детей недвижимости на территории Российской Федерации.

В своем решении Конституционный Суд признал право родителя, который понес расходы на приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, на однократное использование имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных расходов в установленных законом пределах.

При этом ребенок, на имя которого родителем была приобретена недвижимость, не лишается права на получение имущественного налогового вычета в будущем, в том числе до наступления совершеннолетия, когда у него появятся источники собственного дохода, формирующие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, за счет которых им может быть приобретено в собственность другое жилое помещение.

При решении вопроса о предоставлении родителю, который понес расходы на приобретение жилья в собственность своего несовершеннолетнего ребенка, имущественного налогового вычета налоговые органы и суды должны принимать во внимание документы, подтверждающие факт несения им указанных расходов (выписки по операциям на счете в банке, расписки в получении продавцом наличных денег и т.д.).

3. Постановлением от 27 марта 2012 года N 8-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Заявителем оспаривалось законоположение, допускающее временное применение международных договоров Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающих при этом иные правила, чем предусмотренные законом, до их вступления в силу без официального опубликования для всеобщего сведения.

Конституционный Суд признал оспариваемое законоположение не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно не предполагает возможности применения такого международного договора (или части международного договора) в Российской Федерации без его официального опубликования.

До внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование временно применяемые Российской Федерацией международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие при этом иные правила, чем предусмотренные законом, подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации, либо в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 3 и частью первой статьи 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" для международных договоров, ратифицированных Федеральным Собранием.

По истечении указанного срока любые временно применяемые международные договоры Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливают при этом иные правила, чем предусмотренные законом, не могут применяться далее, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. В Определении от 25 января 2012 года N 115-О-О Конституционным Судом выявлен смысл нормативных положений пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Заявитель оспорил законоположение, устанавливающее, что как на момент создания, так и при последующей деятельности местной религиозной организации не менее десяти ее членов-учредителей должны постоянно проживать в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

В своем решении Конституционный Суд указал, что оспариваемое законоположение, определяет лишь условия создания и деятельности местной религиозной организации и не предполагает, что проживание в одном муниципальном образовании является обязательным условием членства в местной религиозной организации.

При этом одной местностью должна признаваться часть территории Российской Федерации, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний.

5. В Определении от 25 января 2012 года N 179-О-О Конституционный Суд выявил смысл нормативных положений подпункта 14 пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Заявителем были оспорены нормы, позволяющие аннулировать разрешение на временное проживание иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случае непредставления в установленный срок свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно решению, вынесенному Конституционным Судом, аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание по причине непредставления в установленный срок требуемого законодательством документа может быть применено уполномоченным органом исполнительной власти и судом только с учетом всестороннего исследования фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе семейного положения иностранного гражданина.

6. В Определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О Конституционный Суд выявил смысл нормативных положений пункта 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Заявителем были оспорены нормы, согласно которым участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается, а подписи, собранные с нарушением положений данного пункта, являются недействительными.

В своем решении Конституционный Суд указал, что оспариваемые положения не исключают возможность для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей (например, при уходе в кратковременный отпуск) и не связано с использованием преимуществ его должностного положения.

7. В Определении от 7 февраля 2012 года N 275-О-О Конституционным Судом выявлен смысл нормативных положений абзаца второго части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Заявитель оспорил законоположение, согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с принятым Конституционным Судом решением проведение выборов главы муниципального образования населением обязательно во всех случаях, когда решение об указанном изменении порядка избрания главы муниципального образования вступает в силу не ранее даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении очередных или досрочных выборов главы муниципального образования.

Если нормативно не оговорено иное, указанный в части 4 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" срок применения положений, изменяющих устав, распространяется на любые изменения устава, в том числе касающиеся полномочий представительного органа муниципального образования, если они непосредственно вытекают из изменений срока полномочий, перечня полномочий, порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления и вступают в силу одновременно с ними или после, но до избрания нового выборного должностного лица местного самоуправления.

8. В Определении от 1 марта 2012 года N 384-О-О, выявлен смысл нормативных положений пунктов 1 и 2 статьи 253 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Заявитель оспорил законоположения, которые определяют расходы, связанные с производством и реализацией для целей исчисления налога на прибыль организаций.

Конституционный Суд Российской Федерации в данном решении указал, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц пункты 1 и 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как исключающие учет расходов, связанных с эксплуатацией легкового автомобиля и произведенных в целях осуществления адвокатской деятельности.

9. В Определении от 1 марта 2012 года N 404-О-О выявлен смысл нормативных положений части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель оспорил законоположение, согласно которому осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В своем решении Конституционный Суд подтвердил вывод, содержащийся в Постановлении от 25 апреля 2011 года N 6-П о несоответствии Конституции Российской Федерации существующей модели правового регулирования такого вида административного наказания, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, при которой собственник орудия совершения административного правонарушения, если он не является лицом, привлекаемым к административной ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав, поскольку при этом не предполагается выяснение того, какое отношение он имеет к правонарушению, и никакие его возражения не могут быть признаны достаточными для того, чтобы решение о конфискации принадлежащего ему имущества не было принято.

Этот вывод носит общий характер и распространяется на любые административно-деликтные отношения в сфере предпринимательской деятельности, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения правонарушения, совершенного лицом, не являющимся собственником этого имущества. В этой связи Конституционный суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. При этом наличие материальных и процессуальных предпосылок, а также возможных препятствий для пересмотра основанных на неконституционных актах решений подлежит установлению по заявлению гражданина или уполномоченного должностного лица тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.