Решение Верховного Суда РФ от 28.11.2014 N АКПИ14-1102 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2014 г. N АКПИ14-1102

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании частично недействующим Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 572 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" и Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы"),

установил:

приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных гражданских служащих" (далее - Указ N 763) с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 572 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ N 572) и Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ N 781), установлены размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих.

Главой 4 подраздела 1 раздела 11 приложения N 1 к Указу лицам, замещающим в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы должность федеральной государственной гражданской службы главного государственного таможенного инспектора таможни (таможенного поста) установлен должностной оклад в размере 3000 рублей в месяц, который с учетом последующих индексаций, произведенных соответствующими указами Президента Российской Федерации, составляет в настоящее время 5044 рублей в месяц.

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (с изменениями, внесенными Указами N 572 и N 781) в части, предусматривающей установление должностного оклада главному государственному таможенному инспектору таможни (таможенного поста) в размере 3000 рублей в месяц с 1 августа 2006 г., в размере 4510 рублей в месяц за период с 1 июня 2011 г. по 30 сентября 2012 г., в размере 4781 рубль в месяц с 1 января 2013 г., в размере 5044 рубля в месяц с 1 октября 2013 г. Как указывает заявитель, оспариваемые положения Указа противоречат статьям 129, 130 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку установленный должностной оклад главного государственного таможенного инспектора таможни (таможенного поста) ниже, чем установленные федеральными законами минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного минимума.

В судебное заседание К. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменных возражениях представитель Президента Российской Федерации заявленные требования не признал, указав, что установленный размер должностного оклада по должности федеральной государственной гражданской службы главного государственного таможенного инспектора таможни (таможенного поста), является только частью вознаграждения за труд государственного служащего и поэтому не может рассматриваться сам по себе отдельно в качестве вознаграждения за труд при сопоставлении его с размером минимальной оплаты труда или прожиточного минимума. Оплата труда гражданского служащего, которая является установленной федеральным законом формой его вознаграждения за труд, включает в себя не только должностной оклад, но и оклад за классный чин и дополнительные выплаты.

Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Порядок оплаты труда гражданского служащего определяется статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1), денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2). Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6).

Во исполнение названных предписаний закона Указом в приложении N 1 установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения, в том числе лицам, замещающим в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы должность федеральной государственной гражданской службы главного государственного таможенного инспектора таможни (глава 4 подраздел 1 раздела 11 приложения N 1).

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. По смыслу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) является только частью заработной платы (оплаты труда работника). Фактически оклад (должностной оклад) устанавливается в зависимости от квалификации работника и, как правило, не отражает сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также условий, в которых осуществляется труд. Эти параметры труда работника учитываются при оплате его труда в виде дополнительных выплат, носящих стимулирующий, компенсационный либо иной характер.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" устанавливает минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 г. в сумме 5 554 рублей в месяц (статья 1). Правовая природа института минимального размера оплаты труда предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

Оплата труда гражданского служащего, которая является установленной федеральным законом формой его вознаграждения за труд, включает в себя не только должностной оклад, но и оклад за классный чин и дополнительные выплаты. Произведенные с учетом этой нормы расчеты размеров денежного содержания различных категорий гражданских служащих показывают, что размер оплаты их труда всегда превышает установленные федеральными законами минимальный размер оплаты труда и размер прожиточного минимума.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К. о признании частично недействующим Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 572 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" и Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 781 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы") оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ