III. Субъекты студенческого самоуправления

Субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы (объединения), созданные в группе, на факультете (межфакультетские), в вузе и ссузе (межвузовские и межссузовские), в муниципальном образовании, на уровне субъекта Российской Федерации, на федеральном уровне.

На основе анализа практики реализации студенческого самоуправления в качестве наиболее эффективных могут быть рекомендованы на уровне учебной группы, факультета (отделения) и образовательного учреждения следующие его формы:

1. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором.

2. Общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением.

3. Профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально значимых программ и поддержкой инициатив студенческой молодежи.

4. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т.д.).

Высшим органом студенческого самоуправления является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива.

Выборным представительным органом в образовательном учреждении высшего и среднего специального образования является Ученый совет (Совет), одна из основных задач которого заключается в объединении усилий всего коллектива для обеспечения высокого качества обучения и воспитания будущего специалиста.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ст. 16, п. 2, пп. 4, а не ст. 16, п. 4 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ.

В целях демократизации системы управления учебным заведением и соблюдения прав обучающихся в состав Ученого совета (Совета) образовательного учреждения входят представители студентов (ст. 16, п. 4 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264).

Организация студенческого самоуправления на уровне студенческой группы, курса, факультета (отделения) высшего учебного заведения предполагает:

- сочетание ответственности и доверия к студенческим коллективам со стороны администрации, педагогического коллектива и общественных организаций;

- единство прав и обязанностей как студенческих коллективов, их организаций, так и отдельных членов студенческих коллективов;

- выборность органов студенческого самоуправления, их периодическая отчетность перед студенческим коллективом.

Оценка эффективности студенческого самоуправления осуществляется по конечным результатам учебно-воспитательной и социокультурной деятельности группы, факультета (отделения), курса.

На уровне субъекта Российской Федерации, где статус органа студенческого самоуправления должен определяться договором с Российским союзом ректоров, Советом директоров ссузов, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возможны следующие его формы:

1. Региональная студенческая общественная организация (ассоциация студенческих общественных и профсоюзных организаций).

2. Координационный студенческий орган (совет), который может быть:

- самостоятельным объединением;

- объединением при органе законодательной или исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- объединением при общественной организации (ассоциации организаций).

Координационный студенческий совет создается на принципах равного представительства от учебных заведений, координации действий всех членов совета и невмешательства в их внутренние дела.

На всероссийском уровне возможной формой студенческого самоуправления может стать координационный орган, созданный при Министерстве образования Российской Федерации (либо межведомственный совет).

В его состав могут входить представители:

- общероссийских и межрегиональных студенческих общественных объединений (Ассоциация студентов и студенческих объединений в поддержку Российского Союза Молодежи; Российский Союз Студентов, ассоциации иностранных студентов и др.);

- Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений (РАПОС);

- Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (других отраслевых профсоюзов);

- Координационных студенческих органов или студенческих общественных объединений субъектов Российской Федерации;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- министерств и ведомств, в ведении которых находятся вузы и ссузы;

- органов законодательной власти Российской Федерации;

- представители Федеральной государственной службы занятости населения;

- других заинтересованных министерств и ведомств.

Сочетание форм органов студенческого самоуправления на трех уровнях поможет найти оптимальные межведомственные механизмы и пути решения проблем студентов силами самих студентов, позволит развивать их инициативу не только в рамках учебных заведений, но и за их пределами, повысит роль и значимость консолидированного студенческого мнения, студенческих инициатив в судьбе России.