Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9.5. Технология

Примечание.

Технологии разработки или

производства, определенные в пункте

9.5 для газотурбинных двигателей,

остаются таковыми, когда они

используются для ремонта.

Из пункта 9.5 исключаются

технические данные, чертежи или

эксплуатационная документация,

непосредственно связанные с

поверкой, демонтажем или заменой

поврежденных или неремонтопригодных

заменяемых блоков, включая замену

двигателей в целом или их модульных

блоков

(в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5.1. Технологии в соответствии с общим

технологическим примечанием для

разработки оборудования,

определенного в подпункте "б"

пункта 9.1.1, пунктах 9.1.4 -

9.1.12 или 9.2, или программного

обеспечения, определенного в пункте

9.4

Особое примечание.

В отношении технологий, указанных в

пункте 9.5.1, см. также пункт 9.5.1

разделов 2 и 3

9.5.2. Технологии в соответствии с общим

технологическим примечанием для

производства оборудования,

определенного в подпункте "б"

пункта 9.1.1, пунктах 9.1.4 -

9.1.11 или 9.2

Особые примечания:

1. В отношении технологий,

указанных в пункте 9.5.2, см. также

пункт 9.5.2 разделов 2 и 3.

2. Для технологий восстановления

определенных конструкций из

композиционных материалов объемной

или слоистой структуры см. пункт

1.5.2.6

9.5.3. Иные технологии, кроме указанных в

пунктах 9.5.1 и 9.5.2:

Особые примечания:

1. Для систем FADEC см. пункт

9.5.3.8.

2. Для регулируемой геометрии

проточной части см. пункт 9.5.3.9

9.5.3.1. Технологии, требуемые для

разработки или производства любых

из следующих компонентов или систем

газотурбинных двигателей:

9.5.3.1.1. Рабочих или сопловых лопаток или

верхней бандажной полки газовых

турбин, полученных из сплавов

направленной кристаллизацией (DS)

или из монокристаллических сплавов

(SC), имеющих в направлении <001>

(по Миллеру) ресурс длительной

прочности, превышающий 400 ч при

температуре 1273 K (1000 °C) и

напряжении 200 МПа

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства компонентов

газотурбинных двигателей, указанных

в пункте 9.5.3.1.1, см. также пункт

9.5.3.1.1 разделов 2 и 3;

9.5.3.1.2. Камер сгорания, имеющих любое из

следующего:

а) термически разгруженные жаровые

трубы, разработанные для

эксплуатации при температуре на

выходе из камеры сгорания выше 1883

K (1610 °C);

б) неметаллические жаровые трубы;

в) жаровые трубы, включающие

неметаллические сегменты; или

г) жаровые трубы, разработанные для

эксплуатации при температуре на

выходе из камеры сгорания выше 1883

K (1610 °C) и имеющие отверстия,

сделанные с использованием

технологий, определенных в пункте

9.5.3.3

Примечание. Технологии, требуемые

для получения отверстий, указанных

в подпункте "г" пункта 9.5.3.1.2,

ограничены их конфигурацией и

расположением

Техническое примечание. Температура

на выходе из камеры сгорания

является средней полной

температурой газового тракта

(температурой торможения газового

потока) между выходной плоскостью

камеры сгорания и передней кромкой

лопатки входного направляющего

аппарата турбины (то есть

измеренной на стенде в соответствии

со стандартом SAE ARP 755A или его

национальным эквивалентом) при

продолжительной работе двигателя в

установившемся режиме с

сертификационной максимальной

рабочей температурой

(п. 9.5.3.1.2 в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особые примечания:

1. Для технологий, требуемых для

получения охлаждающих отверстий,

см. пункт 9.5.3.3.

2. В отношении технологий

разработки или производства

компонентов газотурбинных

двигателей, указанных в пункте

9.5.3.1.2, см. также пункт

9.5.3.1.2 раздела 2;

(особые примечания в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5.3.1.3. Компонентов, изготовленных из любых

нижеследующих материалов:

а) композиционных материалов с

органической матрицей,

разработанных для применения при

температуре выше 588 K (315 °C);

б) композиционных материалов,

определенных в пункте 1.3.7, с

металлической, керамической или

интерметаллидной матрицей или

армированных интерметаллидными

материалами; или

в) композиционных материалов,

определенных в пункте 1.3.10 и

изготовленных с использованием

полимеров, определенных в пункте

1.3.8

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства компонентов

газотурбинных двигателей, указанных

в пункте 9.5.3.1.3, см. также пункт

9.5.3.1.3 раздела 2 и пункт

9.5.3.1.2 раздела 3;

9.5.3.1.4. Неохлаждаемых рабочих или сопловых

лопаток, верхней бандажной полки

или других компонентов турбин,

разработанных для работы в газовом

потоке с полной температурой

(температурой торможения потока)

1323 K (1050 °C) или выше при

установившемся режиме работы

двигателя в условиях международной

стандартной атмосферы (ISA) на

уровне моря

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства компонентов

газотурбинных двигателей, указанных

в пункте 9.5.3.1.4, см. также пункт

9.5.3.1.4 раздела 2;

9.5.3.1.5. Охлаждаемых рабочих или сопловых

лопаток, верхней бандажной полки

или других компонентов турбин,

отличных от описанных в пункте

9.5.3.1.1, разработанных для

эксплуатации в газовом потоке с

температурой 1693 K (1420 °C) или

выше

(п. 9.5.3.1.5 в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

Технические примечания:

1. Температура газового потока

является средней полной

температурой газового тракта

(температурой торможения газового

потока) на передней кромке

плоскости компонента турбины при

продолжительной работе двигателя в

установившемся режиме с

сертифицированной или определенной

максимальной рабочей температурой.

2. В пунктах 9.5.3.1.4 и 9.5.3.1.5

термин "установившийся режим"

определяет условия работы

двигателя, при которых параметры

двигателя, такие как сила

тяги/мощность, число оборотов в

минуту и другие, не имеют

существенных отклонений при

постоянных значениях температуры

окружающей воздушной среды и

давления на входе в двигатель

(технические примечания в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства компонентов

газотурбинных двигателей,

указанных в пункте 9.5.3.1.5, см.

также пункт 9.5.3.1.5 раздела 2;

9.5.3.1.6. Различных рабочих лопаток, жестко

(неподвижно) соединенных с диском

газотурбинного двигателя;

9.5.3.1.7. Компонентов газотурбинного

двигателя, произведенных с

использованием технологии

диффузионной сварки, определенной

в пункте 2.5.3.2;

9.5.3.1.8. Стойких к разрушению компонентов

ротора газотурбинного двигателя,

использующих материалы порошковой

металлургии, определенные в пункте

1.3.2.2

Техническое примечание.

Стойкие к разрушению

(отказоустойчивые) компоненты

разработаны с использованием

методик и подтверждений их

работоспособности для

прогнозирования и

ограничения роста трещин

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства компонентов,

указанных в пункте 9.5.3.1.8, см.

также пункт 9.5.3.1.6 раздела 2;

9.5.3.1.9. Пустотелых лопаток вентилятора;

9.5.3.2. Технологии, требуемые для

разработки или производства любого

из следующих изделий:

9.5.3.2.1. Моделей, предназначенных для

испытаний в аэродинамических

трубах и оборудованных

бесконтактными датчиками,

способными передавать данные от

этих датчиков системе сбора

информации; или

9.5.3.2.2. Лопастей воздушных винтов или

турбовентиляторных двигателей,

выполненных из композиционных

материалов и рассчитанных на

мощность выше 2000 кВт при

скорости полета, превышающей 0,55

М;

9.5.3.3. Технологии, требуемые для получения

охлаждающих отверстий в компонентах

газотурбинных двигателей,

выполненных с использованием любой

из технологий, определенных в

пункте 9.5.3.1.1, 9.5.3.1.2 или

9.5.3.1.5, и имеющих любое из

следующего:

(п. 9.5.3.3 в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5.3.3.1. Имеющих все следующее:

а) минимальную площадь поперечного

сечения отверстий менее 0,45 мм2;

б) пропорцию формы отверстий более

4,52; и

в) угол наклона отверстий к

поверхности 25 град или менее; или

(п. 9.5.3.3.1 в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5.3.3.2. Имеющих все следующее:

а) минимальную площадь поперечного

сечения отверстий менее 0,12 мм2;

б) пропорцию формы отверстий более

5,65; и

в) угол наклона отверстий к

поверхности более 25 град

Примечание. Пункт 9.5.3.3 не

применяется к технологиям получения

цилиндрических прямолинейных

сквозных отверстий с постоянным

радиусом

(п. 9.5.3.3.2 в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

Технические примечания:

1. Для целей пункта 9.5.3.3:

а) площадь поперечного сечения -

площадь отверстия в плоскости,

перпендикулярной оси отверстия;

б) пропорция формы отверстия -

отношение номинальной длины вдоль

оси отверстия к квадратному корню

его минимальной площади поперечного

сечения;

в) угол наклона - острый угол,

измеренный между осью отверстия и

плоскостью, касательной к

аэродинамической поверхности в

точке вхождения в нее этой оси.

2. Технология получения отверстий,

описанных в пункте 9.5.3.3,

включает методы лазерной обработки,

использование водяной струи,

электрохимическую обработку (ЭХО)

или электроэрозионную обработку

(ЭЭО);

(технические примечания в ред. Приказа ФТС России от 26.09.2014 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5.3.4. Технологии, требуемые для

разработки или производства

вертолетных систем передачи

мощности или систем передачи

мощности на летательном аппарате с

поворотным крылом или поворотными

винтами;

9.5.3.5. Технологии разработки или

производства поршневого дизельного

двигателя силовой установки

наземного транспортного средства,

имеющего все нижеследующие

характеристики:

а) объем камеры 1,2 м3 или меньше;

б) полную выходную мощность более

750 кВт, измеренную по стандартам

80/1269/ЕЕС, ИСО 2534 или по их

национальным эквивалентам; и

в) удельную мощность более 700

кВт/м3

Техническое примечание.

Объем камеры: произведение трех

линейных ортогональных размеров,

измеренных следующим образом:

длина - длина коленчатого вала от

фланца до наружной поверхности

маховика;

ширина - наибольшее из следующих

измерений:

а) наружный размер между

клапанными крышками;

б) расстояние между наружными

кромками головок цилиндров; или

в) диаметр картера маховика;

высота - наибольшее из следующих

измерений:

а) расстояние от геометрической

оси коленчатого вала до верхней

плоскости крышки клапанного

механизма (или головки цилиндра)

плюс удвоенная длина хода

поршня; или

б) диаметр картера маховика

9.5.3.6. Технологии, требуемые для

производства специально

разработанных компонентов для

дизельных двигателей с высокой

выходной мощностью:

9.5.3.6.1. Технологии, требуемые для

производства систем двигателя,

имеющего все нижеперечисленные

компоненты, в которых используются

керамические материалы,

определенные в пункте 1.3.7:

а) гильзы цилиндров;

б) поршни;

в) головки цилиндров; и

г) один или более иных компонентов

(включая выпускные каналы,

турбонагнетатели для турбонаддува,

направляющие клапанов, клапанные

блоки или изолированные топливные

инжекторы);

9.5.3.6.2. Технологии, требуемые для

производства турбонагнетательных

систем с одноступенчатыми

компрессорами, имеющих все

следующие характеристики:

а) степень сжатия 4:1 или выше;

б) расход топлива в диапазоне от

30 кг/мин. до 130 кг/мин.; и

в) способность изменять проходное

сечение компрессора или турбины;

9.5.3.6.3. Технологии, требуемые для

производства специально

разработанных многокомпонентных

систем впрыска топлив (например,

дизельного топлива или топлива

для реактивных двигателей) с

изменяющимися в сторону снижения

значениями вязкости при

температуре 310,8 K (37,8 °C) в

диапазоне от 2,5 сСт для

дизельного топлива до 0,5 сСт для

бензина, и имеющих все следующее:

а) величину впрыска, превышающую

230 мм3 за один впрыск в один

цилиндр; и

б) электронное управление,

специально разработанное для

автоматического переключения

характеристик регулятора в

зависимости от свойств топлива в

целях обеспечения тех же

характеристик двигателя при

использовании соответствующих

датчиков;

9.5.3.7. Технологии, требуемые для

разработки или производства

дизельных двигателей с высокой

выходной мощностью, с твердой,

газофазной или жидкопленочной (или

их комбинациями) смазкой стенок

цилиндров, позволяющей работать

при температуре выше 723 K (450

°C), измеряемой на стенке

цилиндра, на верхней границе

перемещения верхнего поршневого

кольца

Техническое примечание.

Дизельные двигатели с высокой

выходной мощностью - двигатели с

заданным средним эффективным

тормозным давлением 1,8 МПа или

выше при скорости 2300 об./мин. и

при условии, что номинальная

скорость составляет 2300 об./мин.

или выше;

9.5.3.8. Технологии, требуемые для

электронно-цифровых систем

управления газотурбинными

двигателями (систем FADEC):

9.5.3.8.1. Технологии разработки для

установления функциональных

требований к компонентам систем

FADEC в целях регулировки тяги

двигателя или мощности на валу

(например, временные константы и

точность обратной связи датчика,

скорость коррекции топливного

клапана);

9.5.3.8.2. Технологии разработки или

производства компонентов контроля

и диагностики, пригодных только

для систем FADEC и используемых

для регулировки тяги двигателя или

мощности на валу;

9.5.3.8.3. Технологии разработки алгоритмов

управления, включая исходную

программу, пригодных только для

систем FADEC и используемых для

регулировки тяги двигателя или

мощности на валу

Примечание.

Пункт 9.5.3.8 не применяется к

техническим данным, относящимся к

установке двигателя на самолет,

которые в соответствии с

требованиями властей по

гражданской авиации в области

сертификации должны быть

опубликованы для общего

пользования (например, руководство

по установке, инструкции по

эксплуатации, инструкции для

поддержания летной годности), или

характеристикам интерфейса

(например, обработка на входе/

выходе, задание тяги планера или

мощности на валу)

Особое примечание.

В отношении технологий разработки

или производства электронно-

цифровых систем управления

двигателями (систем FADEC) и

их компонентов, указанных в пункте

9.5.3.8, см. также пункт 9.5.3.8

раздела 2;

9.5.3.9. Технологии для регулируемых систем

проточной части, разработанных для

поддержания устойчивости

двигателя, для компрессорных

турбин, турбин вентилятора,

силовых турбин или реактивных

сопел:

9.5.3.9.1. Технологии разработки для

получения функциональных

требований для компонентов,

которые поддерживают устойчивость

двигателя;

9.5.3.9.2. Технологии разработки или

производства ключевых компонентов

регулируемых систем проточной

части, поддерживающих

устойчивость двигателя;

9.5.3.9.3. Технологии разработки алгоритмов

управления, включая исходный код,

уникальный для регулируемой

системы проточной части,

поддерживающих устойчивость

двигателя

Примечание.

Пункт 9.5.3.9 не применяется к

технологиям разработки или

производства любого из следующего:

а) лопастей входного направляющего

аппарата;

б) лопастей вентилятора с

изменяемым шагом или тягового

вентилятора;

в) регулируемых лопаток

компрессора;

г) клапанов перепуска воздуха от

компрессора; или

д) регулируемой геометрии

проточной части для обратной тяги

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────