Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Решение Верховного Суда РФ от 01.11.2002 N ГКПИ2002-1108 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими подпункта "а" части 2 и части 3 пункта 1 Разъяснения Госкомтруда СССР N 30, ВЦСПС N 39 от 29.12.1965>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 ноября 2002 г. N ГКПИ2002-1108

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Поспелова И.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза Железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Е.Г., П.В., П.В., К., М. о признании недействительными подпункта "а" части 2 и части 3 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника,

установил:

Архангельская территориальная профсоюзная организация Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Е.Г., П.В., П.В., К., М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными пп. "а" ч. 2 и ч. 3 п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют законодательству и ограничивают права и свободы работников членов территориальной профсоюзной организации, гарантированные им Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.

В суде представитель территориального комитета профсоюза В., представляющий также интересы граждан Е.Г., П.В., П.В., К., М., поддержал заявленные требования и пояснил, что в профсоюзную организацию обратились заместители начальников отделов и главные инженеры с жалобами на нарушения их трудовых прав в части оплаты труда при выполнении ими обязанностей отсутствующих руководителей. По мнению теркома, оспариваемый нормативный акт устанавливает дискриминацию в сфере труда.

Представитель заинтересованного лица Минтруда России Е.О. возражала против удовлетворения заявления и пояснила суду, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют Трудовому кодексу РФ и не нарушают прав работников.

Выслушав объяснения представителя территориального комитета профсоюза В., представляющего также интересы граждан Е.Г., П.В., П.В., К., М., представителя заинтересованного лица Минтруда России Е.О., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства" (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.86 N 521/30-18).

В соответствии с пунктом 1 разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.

Временное исполнение обязанностей по должности отсутствующего работника возлагается на другого работника приказом (распоряжением) по предприятию, учреждению или организации. Замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки) при наличии одновременно следующих условий:

а) если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника (при отсутствии должности заместителя). В случаях, когда у руководителя имеется несколько помощников, то штатным заместителем считается первый, старший помощник.

Главный инженер предприятия, учреждения или организации в период временного замещения отсутствующего руководителя права на получение разницы в окладах не имеет.

С 1 февраля 2002 г. введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, который в статье 423 устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости предусмотрен статьей 74 Трудового кодекса РФ.

Разъяснением предусмотрено, что в период временного замещения отсутствующего руководителя главный инженер, штатный заместитель или помощник (при отсутствии должности заместителя) права на получение разницы в окладах не имеют.

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 15 трудовые отношения определяет как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При этом под трудовой функцией понимается выполнение работы по определенной специальности, квалификации или должности.

Из объяснений представителя Минтруда России Е.О. в суде следует, что должности штатного заместителя, помощника и главного инженера отнесены Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, к должностям служащих.

Каждая квалификационная характеристика должности служащего должна содержать требования к работнику, замещающему данную должность.

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций по соответствующим должностям служащих, а также дифференциации в уровне оплаты труда этих работников на основе Единой тарифной сетки.

Работники, замещающие должности заместителя руководителя и главного инженера, обязаны осуществлять функции руководителя в его отсутствие, исходя из квалификационных требований по должности.

Статья 151 Трудового кодекса РФ предусматривает оплату труда работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы.

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 Трудового кодекса РФ).

Постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32 утверждены Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе тарифно-квалификационных характеристик по должности руководителя.

Утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих предусматривает, что главный инженер является первым заместителем директора предприятия.

По трудовому договору работник обязан лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса содержание трудового договора включает наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретную трудовую функцию.

Следовательно, штатные заместители или помощники (при отсутствии должности заместителя), главный инженер предприятия, учреждения или организации при заключении трудового договора берут на себя обязанность выполнения функций руководителя в период его отсутствия, что является для них одной из основных функций.

По объяснениям представителя Минтруда России Е.О. оплата труда служащих, занятых в производственной сфере, осуществляется в порядке и на условиях, определяемых учредительными документами организации, которые вместе с тем в основных своих положениях не должны противоречить федеральному законодательству.

Тарифная система оплаты труда небюджетных организаций предполагает учет единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Пунктом 3 Примечания к Единой тарифной сетке, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785, с последующими изменениями, определено, что должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 - 20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя.

При дифференциации в уровне оплаты труда труд штатных заместителей тарифицируется выше труда других служащих, которые не осуществляют руководящих функций в соответствии со своими должностными обязанностями.

С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы заявителя о дискриминации в сфере труда и незаконности оспариваемых положений Разъяснения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Архангельской территориальной профсоюзной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей в интересах членов профсоюза Е.Г., П.В., П.В., К., М. о признании недействительными подпункта "а" части 2 и части 3 пункта 1 разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29 декабря 1965 г. N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39, в части запрета на выплату штатному заместителю или помощнику отсутствующего работника, а также главному инженеру разницы между их должностным окладом и должностным окладом замещаемого работника, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ