Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Особенности ценообразования

в технологически изолированных территориальных

электроэнергетических системах и на территориях,

технологически не связанных с Единой энергетической системой

России и технологически изолированными территориальными

электроэнергетическими системами

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2014 N 792,

от 30.01.2019 N 64)

(см. текст в предыдущей редакции)

78. Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и услуги по передаче электрической энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии устанавливаются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1947)

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению регулирующего органа с учетом топологии электросетевого хозяйства указанные цены (тарифы) могут устанавливаться:

с дифференциацией по уровням напряжения, указанным в пункте 81(1) настоящего документа;

с дифференциацией по двум уровням напряжения (объекты электросетевого хозяйства с уровнем напряжения 35 кВ и выше, объекты электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ);

без дифференциации по уровням напряжения;

с дифференциацией по объемам потребления и (или) по определяемым уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации группам (подгруппам) потребителей.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.12.2018 N 1496.

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению регулирующего органа субъекта Российской Федерации, включенного в перечень технологически изолированных территориальных энергетических систем, либо часть территории которого технологически не связана с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в отношении территории субъекта Российской Федерации, включенной в перечень технологически изолированных территориальных энергетических систем, либо части территории субъекта Российской Федерации, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, может устанавливаться только как одноставочная цена (тариф). В этом случае цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации, включенной в перечень технологически изолированных территориальных энергетических систем, либо на части территории субъекта Российской Федерации, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, рассчитывается как отношение необходимой валовой выручки, включающей в себя расходы на покупку нормативных потерь и в случае оказания услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации - расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии смежной организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, к объему полезного отпуска электрической энергии потребителям.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2014 N 1542, от 08.12.2018 N 1496)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

трехставочная цена (тариф), включающая в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем в отношении указанного потребителя) в расчетный период в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также с прогнозным балансом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

Расчет трехставочной и одноставочной цены (тарифа) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

Тарифы на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, дифференцированные регулирующим органом по группам потребителей электрической энергии (мощности), должны обеспечивать получение в расчетном периоде регулирования указанными организациями необходимой валовой выручки.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах тарифы на электрическую энергию (мощность) могут устанавливаться для каждой электростанции, принадлежащей соответствующему участнику розничного рынка, а также отдельно на объемы, вырабатываемые в режиме комбинированной выработки, и объемы, вырабатываемые в режиме конденсационной выработки.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

В технологически изолированных территориальных энергетических системах по решению регулирующего органа трехставочная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, может не устанавливаться.

На территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, трехставочная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, не устанавливается.

Потребители (покупатели) на розничных рынках электрической энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в случае, если регулирующим органом не установлена трехставочная цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), выбирают в порядке, предусмотренном абзацами четырнадцатым и пятнадцатым настоящего пункта, вариант цены (тарифа) из 2 следующих вариантов:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

(см. текст в предыдущей редакции)

одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет менее 670 кВт, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов цены (тарифа), уведомив об этом организацию, поставляющую им электрическую энергию (мощность), не позднее одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Применение этого варианта цены осуществляется с даты, указанной в уведомлении, но не ранее дня ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон или настоящим документом.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей) вправе выбрать в течение периода регулирования с применением до окончания указанного периода для проведения расчетов трехставочный тариф при наличии приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток, при условии уведомления организации, поставляющей ему электрическую энергию, за 10 рабочих дней до начала расчетного периода.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

Потребители (покупатели в отношении указанных потребителей), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, из вариантов цен (тарифов) в расчетах за электрическую энергию применяют только трехставочную цену (тариф) вне зависимости от наличия приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по часам суток. В случае отсутствия указанных приборов учета величина мощности, подлежащей оплате, определяется в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 N 863.

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя, не устанавливаются. В указанном случае на соответствующих территориях органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии потребителям для каждой сетевой организации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1542)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, устанавливают в отношении производителей электрической энергии (мощности), энергоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по производству, передаче и продаже электрической энергии, долгосрочные цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), вырабатываемую на генерирующих объектах, не относящихся к квалифицированным генерирующим объектам, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

(п. 78 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2014 N 792)

(см. текст в предыдущей редакции)

78(1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 33(1) настоящего документа, в отношении квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики до 1 января 2021 г., устанавливают долгосрочные цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2021 N 1169)

(см. текст в предыдущей редакции)

базовый размер инвестированного капитала;

размер приведенного инвестированного капитала;

базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств;

базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.11.2017 N 1341, от 12.07.2021 N 1169)

(см. текст в предыдущей редакции)

срок возврата инвестированного капитала.

При этом базовый размер инвестированного капитала, базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии, и срок возврата инвестированного капитала определяются по итогам конкурсного отбора проектов генерирующих объектов, проводимого в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.11.2017 N 1341, от 12.07.2021 N 1169)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 78(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

78(2). Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются регулирующими органами в соответствии с настоящим пунктом и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

базовый уровень операционных расходов;

индекс эффективности операционных расходов;

целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности.

При расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности), с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение (потребление) энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды.

Состав операционных и неподконтрольных расходов и порядок определения индекса эффективности операционных расходов устанавливаются методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Базовый уровень операционных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются следующие планируемые значения параметров расчета тарифов:

индекс потребительских цен. В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;

индекс изменения количества активов. При определении регулирующими органами индекса изменения количества активов количество активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования, определяется регулирующими органами на основании данных за последний отчетный период текущего года о фактически введенных в эксплуатацию объектах электроэнергетики.

Результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на поставляемую электрическую энергию (мощность) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной год долгосрочного периода регулирования, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

(п. 78(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2019 N 64)

78(3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, устанавливают в отношении производителя электрической энергии на розничных рынках, владеющего на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, долгосрочные предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в одноставочном выражении в виде формулы.

Предельный минимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии устанавливается на уровне не ниже удельных расходов на топливо при производстве электрической энергии (удельных расходов на оплату водного налога и (или) расходов за пользование водными объектами при производстве электрической энергии гидроэлектростанциями).

Предельный максимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (Цдв), произведенную на генерирующих объектах и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии рассчитывается по формуле:

Цдв = Cт + CN x Iипц,

где:

Cт - удельные расходы на топливо при производстве электрической энергии (удельные расходы на оплату водного налога и (или) расходы за пользование водными объектами при производстве электрической энергии гидроэлектростанциями), рублей/кВт·ч;

CN - удельные расходы на производство электрической энергии (мощности), за исключением удельных расходов на топливо или удельных расходов на оплату водного налога и (или) расходов за пользование водными объектами при производстве электрической энергии гидроэлектростанциями, которые определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, указываются в числовом выражении и не пересматриваются в течение долгосрочного периода, на который установлены предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), рублей/кВт·ч;

Iипц - прогнозный индекс потребительских цен на расчетный период регулирования в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на первый год долгосрочного периода регулирования принимается в размере 1.

(п. 78(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1947)

78(4). Для целей проведения после 31 декабря 2020 г. в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики отбора проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в отношении генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по итогам проведения такого конкурсного отбора проектов строительства генерирующих объектов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают предельные максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, на уровне рассчитанного в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 33(1) настоящего документа, средневзвешенного значения регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе или на территории, не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, для которой проводится отбор проектов, на период регулирования, соответствующий календарному году, в котором проводится отбор проектов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, вводимых в эксплуатацию по итогам проведенного в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г. конкурсного отбора проектов строительства генерирующих объектов, устанавливают на срок возврата инвестированного капитала, определенного по итогам такого отбора проектов в отношении соответствующего генерирующего объекта и опубликованного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим разработку схемы и программы перспективного развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 28(6) Правил разработки схем и программ развития электроэнергетики, начиная с плановой даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию, опубликованной указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 28(6) Правил разработки схем и программ развития электроэнергетики, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, на уровне плановой величины стоимости производства одного МВт·ч электрической энергии (мощности) с учетом возврата инвестированного капитала, опубликованной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим разработку схемы и программы перспективного развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 28(6) Правил разработки схем и программ развития электроэнергетики.

(п. 78(4) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2021 N 1169)