Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-1982

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с государственным кадастровым учетом вновь построенных объектов недвижимости, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

С 1 января 2013 г. в связи с окончанием переходного периода применения Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, установленного частью 1 статьи 43 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.

Согласно части 5 статьи 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Таким образом, несколько зданий в соответствии с Законом о кадастре не могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как один объект - комплекс зданий.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях - и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

При этом необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит критериев, позволяющих четко определить, какие объекты (в каком составе и т.п.) являются соответствующим сооружением. В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, в отношении комплекса объектов может быть осуществлен государственный кадастровый учет в качестве сооружения при соблюдении следующих условий:

наличие документов, подтверждающих создание такого комплекса в качестве единого объекта недвижимости (наличие разрешения на строительство, проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию);

использование объекта недвижимости (сооружения) по одному назначению;

однородный правовой режим.

Согласно статье 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании представляемого в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов.

Состав необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов установлен статьей 22 Закона о кадастре.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, в том числе является технический план такого здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. При этом копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Требования к подготовке технического плана здания и требования к подготовке технического плана сооружения утверждены соответственно приказами Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403 и от 23 ноября 2011 г. N 693.

Дополнительно сообщаем, что проектом федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) планируется введение понятия - единый имущественный комплекс.

В частности, законопроектом предусматривается, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, признается единый имущественный комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных аналогичных объектов, неразрывно связанных физически и технологически (в том числе линейных объектов - железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.) либо расположенных на едином земельном участке, если объединение указанных объектов в одну недвижимую вещь отражено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.А.ЯЦКИЙ