Документ не применяется. Подробнее см. Справку

4.3.6. Виды деформаций и ремонта кузовов

4.3.6. Виды деформаций и ремонта кузовов.

Кузов автомобиля состоит из основания и каркаса, включающего стойки, поперечины, балки и усилители, к которым крепятся приварные и навесные лицевые детали - оперение.

Деформация - изменение формы и размеров тела (детали, конструкции) в результате внешних воздействий без изменения его массы; наиболее простые виды - растяжение, сжатие, изгиб, кручение. Деформация подразделяется на поверхностную (плавную) и глубокую. В результате поверхностной деформации образуются вмятины, выпуклости. В результате глубокой деформации образуются складки, вытяжки, изломы ребер жесткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов.

Виды деформаций и ремонта кузовов легковых автомобилей ВАЗ определены в следующих документах:

- ТУ 4538-140-00232934-98 "Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания";

- "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта" в 6-ти томах. Тольятти, 1985 - 2001 гг.;

- "Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты". Части 1, 2, Тольятти, 2002 г.;

- "Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Тольятти, 1997, 2004 и последующие годы.

Предусматриваются следующие виды ремонта поврежденных (деформированных) кузовов:

- устранение перекосов кузова;

- ремонт отдельных деталей;

- замена отдельных деталей кузова или их поврежденных частей или узлов (блоков).

Перекос кузова - это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании каркаса несущего кузова.

Устранение перекосов кузова - это восстановление геометрических параметров проемов (дверей, капота, крышки багажника), лонжеронов, каркаса салона и базовых точек крепления узлов шасси.

Перекосы классифицируются в зависимости от степени деформации кузова на несложные, средней сложности, сложные и особо сложные.

В зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения устанавливаются следующие виды ремонтов лицевых поверхностей кузовных деталей:

- ремонт 0 - устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;

- ремонт 1 - устранение повреждений в легкодоступных местах до 20% поверхности детали;

- ремонт 2 - устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%;

- ремонт 3 - устранение повреждений до 30% поверхности детали с вытяжкой или правкой, с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, и изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали;

- ремонт 4 - устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности детали.

Крупноблочный ремонт - замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, правкой, рихтовкой и сваркой соединяемых узлов.

Замена - замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей. Замена детали кузова производится в случае ее неремонтопригодности или экономической нецелесообразности ее ремонта.

Частичная замена - замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой чаще всего производится при повреждении узких и длинных деталей (поперечины, лонжероны, боковины), когда экономически целесообразнее производить замену не всей детали, а только ее поврежденной части.

Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работ по разборке, сборке, снятию, установке узлов, деталей. Перечень арматурных работ приводится в технологии технического обслуживания и ремонта соответствующего АМТС.

К арматурным работам чаще всего относятся:

разборка, сборка:

- дверей передних, задних и задка;

сборка:

- автомобиля;

снятие и установка:

- капота и его механизмов;

- аккумулятора;

- крышки багажника и ее механизмов;

- стекол ветрового, заднего и боковых;

- фонарей задних;

- бамперов переднего и заднего;

- антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя;

- отопителя;

- панели приборов;

- обивки крыши;

- ремней безопасности;

- сиденьев;

- блок-фар.

Трудоемкости работ по ремонту (замене) кузовных деталей и устранению перекосов кузова не учитывают трудоемкость по снятию-установке узлов и деталей, препятствующих проведению ремонтных работ.

В трудоемкостях по замене кузовных деталей учтены следующие работы: отсоединение и снятие старой детали, устранение остатков металла, рыхлой и пластовой ржавчины (коррозии), рихтовка сопрягаемых кромок, подгонка и приварка новой детали, зачистка сварочных точек и швов, выравнивание поверхностей наполнителями и шлифовка дефектных мест. ("Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Общие положения, п. 9, Тольятти, 2005 г.)