ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В Госдуму внесен законопроект, уточняющий квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к должностным лицам финансовых организаций

Проект Федерального закона N 588441-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)"

Законопроектом, в частности:

- уточнен круг лиц, негативный опыт деятельности которых учитывается при оценке соответствия установленным требованиям деловой репутации (так, прямо указывается, что в случае банкротства финансовой организации деловая репутация крупных собственников признается неудовлетворительной);

- установлен запрет на передачу полномочий единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера кредитной организации, единоличного исполнительного органа финансовой организации юридическому лицу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);

- расширен перечень оснований для признания деловой репутации неудовлетворительной (к таковым отнесены, в том числе: воспрепятствование оцениваемым лицом проведению проверок в соответствии с законодательством по ПОД/ФТ и ФРОМУ либо неисполнение соответствующих предписаний Банка России; неисполнение оцениваемым лицом, являвшимся учредителем (акционером, участником) финансовой организации, предписания Банка России в случае выявления факта неудовлетворительного финансового положения или неудовлетворительной деловой репутации; нахождение оцениваемого лица в перечнях организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, составляемых СБ ООН).

Предусмотрены и иные поправки.

Конституционный Суд не допустил ограничения прав граждан на наследование движимого имущества лиц, проживавших и умерших за пределами РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2024 N 12-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Э. Стаценко"

Пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, а в силу пункта 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. В силу пункта 1 статьи 1224 данного Кодекса наследование движимого имущества подчинено праву страны последнего места жительства наследодателя, а недвижимого - праву страны нахождения имущества.

Если последнее место жительства наследодателя находится за пределами РФ, местом открытия наследства признается место нахождения на территории РФ: недвижимого имущества, входящего в состав наследственного имущества, находящегося в разных местах, или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества - движимого имущества или его наиболее ценной части. По месту открытия наследства определяется лицо, уполномоченное выдавать свидетельство о праве на наследство, принимать заявление о принятии наследства, а также предпринимать меры по охране наследства и управлению им - нотариус.

В частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, нельзя исключать возникновения риска конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности. Применительно к российским гражданам такой риск может быть минимизирован путем взаимодействия с компетентными органами других государств. Отдельные вопросы, связанные с наследованием в указанных случаях, могут быть урегулированы в рамках консульских соглашений.

Пункт 1 статьи 1224 ГК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не может использоваться нотариусом в качестве основания для отказа в оформлении наследственных прав на принадлежавшее наследодателю - гражданину РФ, имевшему последнее место жительства на территории иностранного государства, движимое имущество, оставшееся на территории РФ, если без такого оформления невозможно дальнейшее осуществление наследником своих прав, а равно не может использоваться в качестве основания для отказа суда в признании права собственности наследника - гражданина РФ на это имущество со ссылкой на то, что такие действия (решения) должны совершаться (приниматься) компетентными органами иностранного государства по последнему месту жительства наследодателя, если в конкретных условиях обращение наследника к данным органам невозможно или существенно затруднено.

Конституционным Судом отмечено следующее: в случае обращения гражданина с заявлением об оформлении наследственных прав в отношении движимого имущества, оставшегося на территории РФ после смерти лица, имевшего последнее место жительства на территории иностранного государства, с которым не заключен международный договор РФ, содержащий положения, позволяющие разрешить вопрос о выборе соответствующего компетентного органа, а равно в случаях, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства и оформлению наследственных прав в подобных ситуациях или существенно затрудняют такое взаимодействие, российский компетентный орган либо исполняющее публичные функции лицо обязаны оценить в совокупности все обстоятельства дела и принять решение, которое в наибольшей степени способствовало бы обеспечению защиты наследственных прав. Это решение может быть принято с учетом положений статьи 1115 ГК РФ, определяющих место открытия наследства на территории РФ и принципиально не исключающих оформление прав на наследственное имущество, находящееся на территории РФ, российским компетентным органом.

Федеральный законодатель вправе внести в действующее правовое регулирование наследственных отношений соответствующие изменения.

С 1 мая 2024 года устанавливается порядок приоритетного рассмотрения поданных в Роспатент заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель, по которым в качестве заявителя выступает малая технологическая компания

Приказ ФГБУ ФИПС от 15.03.2024 N 120
"Об утверждении Порядка приоритетного рассмотрения заявок на изобретения и полезные модели, заявителем по которым выступает малая технологическая компания"

Настоящий порядок регулирует взаимодействие подразделений Федерального института промышленной собственности (ФИПС) при приоритетном (ускоренном) рассмотрении указанных заявок.

В ряд актов Минюста по вопросам деятельности иностранных агентов внесены изменения

Приказ Минюста России от 26.03.2024 N 82
"О внесении изменений в некоторые приказы Минюста России в сфере деятельности иностранных агентов"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2024 N 77671.

В частности, изменениями:

с 5 до 10 рабочих дней увеличен срок издания Минюстом распоряжения о включении лица в единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами;

оптимизирована процедура исключения физического лица, аффилированного с иностранным агентом, из указанного реестра;

закреплено, что в реестр иностранных агентов на электронных носителях включаются также сведения о доменном имени информационного ресурса иностранного агента.

Рассмотрен вопрос об отнесении объектов электросетевого хозяйства к объектам движимого или недвижимого имущества

<Письмо> Росреестра от 28.12.2023 N 11-03201/23
"О представлении позиции"

Отмечается, что в случае если объект не отвечает признакам недвижимости, определенным Гражданским кодексом, не является недвижимым в силу прямого указания закона, не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, то такой объект не является объектом недвижимости.

Кроме того, кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект, в отношении которого заказчик предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет.

Рассмотрен вопрос о регистрации договоров аренды разных частей одного объекта недвижимости

<Письмо> Росреестра от 05.03.2024 N 14-01544/24
<О регистрации договоров аренды разных частей одного объекта недвижимости>

Сообщается, что действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрена возможность государственной регистрации договоров аренды разных частей одного объекта недвижимости.

На основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2024 N 11-П Росреестр доводит до сведения членов СРО арбитражных управляющих порядок возмещения судебных расходов, понесенных ответчиками в обособленных спорах в деле о банкротстве и признанных подлежащими возмещению за счет должника

<Письмо> Росреестра от 22.03.2024 N 07-01211/24
<О реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2024 N 11-П>

Впредь до внесения в законодательное регулирование изменений, вытекающих из указанного Постановления, положения пунктов 1 и 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применяются в следующем порядке:

судебные расходы ответчиков по предъявленному в деле о банкротстве юридического лица требованию о признании сделки должника недействительной, в удовлетворении которого было отказано, если такие ответчики не являются контролирующими должника лицами, в случае возложения данных расходов на должника относятся к текущим платежам и подлежат возмещению в составе пятой очереди текущих платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве;

такое решение об очередности возмещения судебных расходов не исключается и при рассмотрении арбитражным судом вопросов, связанных с возмещением контролирующему должника лицу судебных расходов, понесенных им при рассмотрении требования о его привлечении к предусмотренной Законом о банкротстве ответственности либо требования о признании сделки должника с контролирующим должника лицом недействительной, в удовлетворении которого было отказано, при условии, что применение такой очередности удовлетворения требований о данных расходах обосновано конкретными фактическими обстоятельствами дела (в частности, касающимися особенностей контролирующего должника лица, в том числе характеризующими степень его корпоративного контроля; величиной и обстоятельствами возникновения заявленных к возмещению расходов; наличием или отсутствием в деле о банкротстве независимых кредиторов и т.п.) и не влечет нарушения баланса прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве; такое решение об очередности возмещения судебных расходов во всяком случае должно приниматься при возмещении судебных расходов лицу, в удовлетворении требования о привлечении которого к гражданско-правовой ответственности как контролирующего должника лица было отказано в связи с установленным арбитражным судом отсутствием у этого лица соответствующих признаков.

ФНП: единственным документом, подтверждающим право на указанное в нем движимое имущество, является свидетельство о праве на наследство

<Письмо> ФНП от 26.03.2024 N 2435/06-06
<По вопросу о документах, на основании которых банк должен выдавать наследникам наследственное имущество>

Именно на основании этого документа банк должен выдавать наследникам наследственное имущество.

С 1 апреля 2024 года порядок согласования перепланировок помещений не меняется

<Информация> Росреестра
"Росреестр разъяснил новый закон о перепланировках в многоквартирных домах"

Разъяснены положения Федерального закона от 19.12.2023 N 608-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости".

В частности, отмечается, что изменения не затрагивают порядка получения согласования перепланировки помещений в многоквартирном доме или принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое. Порядок оформления перепланировки, как и ранее, требует подготовки документов и обращения в орган публичной власти, а также внесения последующих изменений в сведения о помещении, в отношении которого была проведена перепланировка.