См. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Определение политики в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам.

В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов.

При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26 процентов, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7 процентов.

В результате принятия указанных решений эффективная ставка обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как отношение суммы исчисленных страховых взносов по работнику к сумме начисленной заработной платы, в 2012 - 2013 годах существенно снизится по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством.

Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс. рублей (менее 567 тыс. рублей в год в 2013 году), снижение эффективной ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению с действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс. рублей в 2012 году и до 793 тыс. рублей - в 2013 году.

Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной платы в 2012 году до 512 тыс. рублей (до 567 тыс. рублей в год в 2013 году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 тыс. рублей в год в 2012 году и до 1053 тыс. рублей в год - в 2013 году.

Таким образом, предлагаемый механизм снижения тарифов страховых взносов приведет к существенному снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получат низкооплачиваемые категории работников. При этом снижение эффективной ставки обложения взносами коснется и других категорий работников, чья заработная плата существенно превышает средние по стране показатели.

Следует отметить, что принимаемые решения в области снижения страховых взносов приведут к дальнейшему росту дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные макроэкономические последствия.

Вопрос о возможности дальнейшего применения пониженных тарифов страховых взносов с учетом сохранения государственных обязательств по выплатам пенсий и пособий может быть рассмотрен при подготовке в течение 2012 - 2013 годов проекта Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и соответствующих законодательных актов, предусматривающих принятие комплекса мер, направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы и ее финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.