Таблица 2. Структура ООП специалиста
┌────┬───────────────────────┬────────────┬──────────────────┬────────────┐
│Код │ Учебные циклы и │Трудоемкость│Перечень дисциплин│Коды фор- │
│ УЦ │ проектируемые │ (зачетные │ для разработки │мируемых │
│ООП │результаты их освоения │единицы) <1>│ примерных │компетенций │
│ │ │ │ программ, │ │
│ │ │ │ учебников и │ │
│ │ │ │ учебных пособий │ │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.1 │Гуманитарный, │ 40 │ │ │
│ │социальный и│ │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Базовая часть │ 32 │Иностранный язык │ОК-2 - 3, │
│ │В результате изучения│ │Философия │ОК-5 - 10, │
│ │базовой части цикла│ │История России │ОК-13 - 14, │
│ │обучаемый должен:│ │Правоведение │ПК-11, │
│ │Знать: │ │(основы теории │ПК-16, │
│ │ основные разделы и│ │права) │ПК-18 │
│ │направления философии,│ │Социология │ПСК-12, │
│ │методы и приемы│ │(социальная │ПСК-24 - 25,│
│ │философского анализа и│ │безопасность) │ПСК-32, │
│ │проблем; │ │Экономическая │ПСК-35 │
│ │ лексический минимум│ │теория │ │
│ │в объеме 4000 учебных│ │Политология │ │
│ │лексических единиц│ │Психология и │ │
│ │общего и│ │педагогика │ │
│ │терминологического │ │Русский язык и │ │
│ │характера (для│ │культура речи │ │
│ │иностранного языка); │ │ │ │
│ │ теоретические основы│ │ │ │
│ │экономической теории,│ │ │ │
│ │методы и приемы│ │ │ │
│ │экономического анализа;│ │ │ │
│ │ содержание актуальных│ │ │ │
│ │проблем современности; │ │ │ │
│ │ основы российской│ │ │ │
│ │правовой системы│ │ │ │
│ │законодательства; │ │ │ │
│ │ сущность и структуру│ │ │ │
│ │системы национальной│ │ │ │
│ │безопасности России; │ │ │ │
│ │ этапы развития и│ │ │ │
│ │содержание основных│ │ │ │
│ │философских систем; │ │ │ │
│ │ основные отрасли,│ │ │ │
│ │принципы и категории│ │ │ │
│ │права; │ │ │ │
│ │ сущность правового│ │ │ │
│ │регулирования │ │ │ │
│ │общественных отношений;│ │ │ │
│ │ основные │ │ │ │
│ │закономерности │ │ │ │
│ │исторического процесса,│ │ │ │
│ │этапы исторического│ │ │ │
│ │развития России, место│ │ │ │
│ │и роль России в истории│ │ │ │
│ │человечества и в│ │ │ │
│ │современном мире.│ │ │ │
│ │Уметь: │ │ │ │
│ │ анализировать и│ │ │ │
│ │оценивать социальную│ │ │ │
│ │информацию; │ │ │ │
│ │ анализировать и│ │ │ │
│ │оценивать правовые│ │ │ │
│ │нормы; │ │ │ │
│ │ анализировать, │ │ │ │
│ │оценивать и│ │ │ │
│ │использовать │ │ │ │
│ │экономическую │ │ │ │
│ │информацию в│ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ самостоятельно │ │ │ │
│ │работать с│ │ │ │
│ │историческими │ │ │ │
│ │источниками и│ │ │ │
│ │литературой в целях│ │ │ │
│ │самообразования; │ │ │ │
│ │ пользоваться системой│ │ │ │
│ │научных методов в│ │ │ │
│ │пожарно-технических │ │ │ │
│ │исследованиях, обучения│ │ │ │
│ │и воспитания личного│ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │
│ │ планировать и│ │ │ │
│ │осуществлять свою│ │ │ │
│ │деятельность с учетом│ │ │ │
│ │результатов анализа│ │ │ │
│ │социальной информации. │ │ │ │
│ │Владеть: │ │ │ │
│ │ иностранным языком в│ │ │ │
│ │объеме, необходимом для│ │ │ │
│ │возможности получения│ │ │ │
│ │информации из│ │ │ │
│ │зарубежных источников; │ │ │ │
│ │ навыками письменного│ │ │ │
│ │и аргументированного│ │ │ │
│ │изложения собственной│ │ │ │
│ │точки зрения; │ │ │ │
│ │ основами правовой│ │ │ │
│ │культуры; │ │ │ │
│ │ основным понятийным│ │ │ │
│ │аппаратом теории права;│ │ │ │
│ │ навыками │ │ │ │
│ │систематизации правовых│ │ │ │
│ │актов; │ │ │ │
│ │ навыками публичной│ │ │ │
│ │речи, аргументации,│ │ │ │
│ │ведения дискуссии и│ │ │ │
│ │полемики, практического│ │ │ │
│ │анализа логики│ │ │ │
│ │различного рода│ │ │ │
│ │рассуждений; │ │ │ │
│ │ самостоятельного │ │ │ │
│ │поиска и анализа│ │ │ │
│ │необходимых │ │ │ │
│ │литературных и│ │ │ │
│ │фактологических │ │ │ │
│ │источников │ │ │ │
│ │политологической │ │ │ │
│ │информации; │ │ │ │
│ │ навыками критического│ │ │ │
│ │восприятия информации. │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Вариативная часть │ 8 │ │ │
│ │знания, умения, навыки│ │ │ │
│ │определяются ООП вуза │ │ │ │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.2 │Математический и│ 66 │ │ │
│ │естественнонаучный цикл│ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Базовая часть │ 50 │Высшая математика │ОК-4, │
│ │В результате изучения│ │Физика │ОК-8, │
│ │базовой части цикла│ │Химия │ОК-14, │
│ │обучаемый должен: │ │Экология │ПК-2, │
│ │Знать: │ │Информационные │ПК-6, │
│ │ основные понятия│ │технологии │ПК-8, │
│ │высшей математики; │ │Гидравлика │ПК-10, │
│ │ основные понятия,│ │Теплотехника │ПК-13, │
│ │законы и модели│ │Теория горения и │ПК-17 │
│ │механики, │ │взрыва │ПСК-6, │
│ │электромагнетизма, │ │ │ПСК-8, │
│ │колебаний и волн,│ │ │ПСК-20, │
│ │квантовой физики,│ │ │ПСК-32 │
│ │статистической физики и│ │ │ │
│ │термодинамики; │ │ │ │
│ │ основные понятия по│ │ │ │
│ │оптике, атомной и│ │ │ │
│ │ядерной физике; │ │ │ │
│ │ основы общей,│ │ │ │
│ │неорганической, │ │ │ │
│ │физической, коллоидной│ │ │ │
│ │и органической химии; │ │ │ │
│ │ основы │ │ │ │
│ │взаимодействия живых│ │ │ │
│ │организмов с окружающей│ │ │ │
│ │средой; │ │ │ │
│ │ естественные │ │ │ │
│ │процессы, протекающие в│ │ │ │
│ │атмосфере, гидросфере,│ │ │ │
│ │литосфере; │ │ │ │
│ │ строение и свойства│ │ │ │
│ │основных классов│ │ │ │
│ │химических веществ; │ │ │ │
│ │ основные законы│ │ │ │
│ │термодинамики, │ │ │ │
│ │теплообмена и│ │ │ │
│ │гидромеханики; │ │ │ │
│ │ методы │ │ │ │
│ │тепломассообменных, │ │ │ │
│ │термодинамических и│ │ │ │
│ │гидромеханических │ │ │ │
│ │расчетов; │ │ │ │
│ │ экологические │ │ │ │
│ │характеристики горючих│ │ │ │
│ │материалов и│ │ │ │
│ │огнетушащих составов на│ │ │ │
│ │разных стадиях развития│ │ │ │
│ │пожара; │ │ │ │
│ │ основы процессов│ │ │ │
│ │горения, необходимые и│ │ │ │
│ │достаточные условия│ │ │ │
│ │возникновения, │ │ │ │
│ │распространения и│ │ │ │
│ │прекращения горения,│ │ │ │
│ │условия перехода│ │ │ │
│ │горения в детонацию; │ │ │ │
│ │ основы современных│ │ │ │
│ │информационных │ │ │ │
│ │технологий. │ │ │ │
│ │Уметь: │ │ │ │
│ │ использовать методы│ │ │ │
│ │математического │ │ │ │
│ │анализа, аналитической│ │ │ │
│ │геометрии, линейной│ │ │ │
│ │алгебры, теории функций│ │ │ │
│ │комплексного │ │ │ │
│ │переменного, │ │ │ │
│ │дифференциальных │ │ │ │
│ │уравнений, теории│ │ │ │
│ │вероятности и│ │ │ │
│ │математической │ │ │ │
│ │статистики, дискретной│ │ │ │
│ │математики; │ │ │ │
│ │ прогнозировать │ │ │ │
│ │возможность, │ │ │ │
│ │самопроизвольность и│ │ │ │
│ │направление протекания│ │ │ │
│ │химических реакций,│ │ │ │
│ │рассчитывать и│ │ │ │
│ │оценивать │ │ │ │
│ │энергетические эффекты│ │ │ │
│ │и пожароопасность│ │ │ │
│ │различных процессов; │ │ │ │
│ │ применять основные│ │ │ │
│ │законы и закономерности│ │ │ │
│ │термодинамики, │ │ │ │
│ │тепломассообмена и│ │ │ │
│ │гидравлики при решении│ │ │ │
│ │вопросов обеспечения│ │ │ │
│ │пожарной безопасности; │ │ │ │
│ │ применять современные│ │ │ │
│ │информационные │ │ │ │
│ │технологии в│ │ │ │
│ │профессиональной │ │ │ │
│ │деятельности. │ │ │ │
│ │Владеть: │ │ │ │
│ │ методами │ │ │ │
│ │математического │ │ │ │
│ │моделирования; │ │ │ │
│ │ навыками работы в│ │ │ │
│ │локальных и глобальных│ │ │ │
│ │сетях, компьютерных│ │ │ │
│ │программах для создания│ │ │ │
│ │текстовых и табличных│ │ │ │
│ │документов, графических│ │ │ │
│ │изображений, │ │ │ │
│ │компьютерных моделей и│ │ │ │
│ │программ, баз данных; │ │ │ │
│ │ методами │ │ │ │
│ │теоретического и│ │ │ │
│ │экспериментального │ │ │ │
│ │исследования в физике,│ │ │ │
│ │химии и экологии; │ │ │ │
│ │ навыками по│ │ │ │
│ │применению │ │ │ │
│ │закономерностей │ │ │ │
│ │механики жидкости,│ │ │ │
│ │термодинамики и│ │ │ │
│ │тепломассообмена при│ │ │ │
│ │решении вопросов│ │ │ │
│ │противопожарной защиты;│ │ │ │
│ │ методами анализа│ │ │ │
│ │экспериментальных │ │ │ │
│ │данных с точки зрения│ │ │ │
│ │пожаровзрывобезопаснос-│ │ │ │
│ │ти веществ и│ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │
│ │ методами постановки и│ │ │ │
│ │обработки физического и│ │ │ │
│ │химического │ │ │ │
│ │эксперимента. │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Вариативная часть │ 16 │ │ │
│ │(знания, умения, навыки│ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.3 │Профессиональный цикл │ 157 │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Базовый цикл: │ 122 │Начертательная │ОК-1, │
│ │В результате изучения│ │геометрия. │ОК-3, │
│ │базовой части цикла│ │Инженерная графика│ОК-6, │
│ │обучаемый должен: │ │Прикладная │ОК-9, │
│ │Знать: │ │механика │ОК-14, │
│ │ основы механики│ │Детали машин │ПК-2 - 4, │
│ │недеформируемого │ │Электротехника и │ПК-12 - 14, │
│ │твердого тела; │ │электроника │ПК-17, │
│ │ основы механики│ │Метрология, │ПК-19, │
│ │деформируемого твердого│ │стандартизация и │ПСК-1 - 41 │
│ │тела; │ │сертификация │ │
│ │ методы, средства│ │Материаловедение и│ │
│ │измерений основных│ │технология │ │
│ │физических величин и│ │материалов │ │
│ │систему технического│ │Надежность │ │
│ │регулирования; │ │технических систем│ │
│ │ методы, формы и│ │и техногенный риск│ │
│ │категории получения│ │Основы первой │ │
│ │изображений, основные│ │помощи │ │
│ │стандарты единой│ │Менеджмент │ │
│ │конструкторской │ │Мониторинг среды │ │
│ │документации (ЕСКД) и│ │обитания │ │
│ │системы проектной│ │Безопасность │ │
│ │документации для│ │жизнедеятельности │ │
│ │строительства (СПДС); │ │Физико-химические │ │
│ │ основные способы│ │основы развития и │ │
│ │решения │ │тушения пожаров │ │
│ │пространственных │ │Экономика пожарной│ │
│ │геометрических задач на│ │безопасности │ │
│ │плоскости; │ │Планирование и │ │
│ │ основные правила│ │организация │ │
│ │выполнения и чтения│ │тушения пожаров │ │
│ │чертежей; │ │Организация и │ │
│ │ назначение, область│ │управление в │ │
│ │применения и принципы│ │области │ │
│ │функционирования │ │обеспечения │ │
│ │электрических машин,│ │пожарной │ │
│ │цепей и электронных│ │безопасности │ │
│ │схем; │ │Противопожарное │ │
│ │ основные методы│ │водоснабжение │ │
│ │расчета простых деталей│ │Пожарная │ │
│ │машин и механизмов│ │безопасность │ │
│ │пожарной и аварийно-│ │электроустановок │ │
│ │спасательной техники; │ │Пожарная │ │
│ │ физические величины,│ │безопасность в │ │
│ │погрешности, методы│ │строительстве │ │
│ │измерений, средства│ │Здания, сооружения│ │
│ │измерений и основы│ │и их устойчивость │ │
│ │технического │ │при пожаре │ │
│ │регулирования; │ │Пожарная │ │
│ │ основные критерии│ │безопасность │ │
│ │работоспособности │ │технологических │ │
│ │деталей машин, приборов│ │процессов │ │
│ │и механизмов и виды их│ │Автоматизированные│ │
│ │отказов; │ │системы управления│ │
│ │ основные физико-│ │и связь │ │
│ │механические свойства│ │Производственная и│ │
│ │конструкционных │ │пожарная │ │
│ │материалов, области их│ │автоматика │ │
│ │применения, │ │Пожарная техника │ │
│ │технологические основы│ │Базовое шасси │ │
│ │производства, │ │пожарных │ │
│ │особенности поведения│ │автомобилей и │ │
│ │материалов в различных│ │спасательной │ │
│ │условиях и способы│ │техники │ │
│ │изучения их свойств; │ │Пожарная тактика │ │
│ │ применять методы│ │Прогнозирование │ │
│ │обработки результатов│ │опасных факторов │ │
│ │технических измерений; │ │пожара │ │
│ │ алгоритмы │ │Государственный │ │
│ │спасательных действий│ │надзор в области │ │
│ │оказания помощи в ЧС; │ │гражданской │ │
│ │ основы расчета│ │обороны │ │
│ │простых основных│ │Государственный │ │
│ │деталей машин и│ │надзор в области │ │
│ │механизмов пожарной,│ │защиты населения и│ │
│ │аварийно-спасательной │ │территорий от ЧС │ │
│ │техники; │ │Государственный │ │
│ │ организацию │ │пожарный надзор │ │
│ │эксплуатации пожарной,│ │Расследование │ │
│ │аварийно-спасательной │ │пожаров │ │
│ │техники и оборудования│ │Экспертиза пожаров│ │
│ │в различных категориях│ │Правовое │ │
│ │эксплуатации и│ │регулирование в │ │
│ │природно-климатических │ │области пожарной │ │
│ │условиях; │ │безопасности │ │
│ │ условия равновесия│ │Пожарно- │ │
│ │твердых тел и│ │техническая │ │
│ │конструкций, способы│ │экспертиза │ │
│ │задания движения точки,│ │Подготовка │ │
│ │виды движения твердого│ │газодымозащитника │ │
│ │тела, динамические│ │Организация службы│ │
│ │характеристики │ │и подготовки │ │
│ │материальных тел│ │Пожарно-строевая │ │
│ │(масса, количество│ │подготовка │ │
│ │движения, кинетическая│ │Специальная │ │
│ │энергия, импульс силы,│ │пожарная и │ │
│ │момент инерции,│ │аварийно- │ │
│ │кинетический момент),│ │спасательная │ │
│ │основные виды│ │техника │ │
│ │деформации; │ │ │ │
│ │ типовые детали и│ │ │ │
│ │узлы, область их│ │ │ │
│ │применения, способы│ │ │ │
│ │соединения элементов│ │ │ │
│ │конструкций и машин,│ │ │ │
│ │виды механических│ │ │ │
│ │передач, требования│ │ │ │
│ │ЕСКД к оформлению│ │ │ │
│ │конструкторской │ │ │ │
│ │документации; │ │ │ │
│ │ поражающее действие│ │ │ │
│ │оружия массового│ │ │ │
│ │поражения, аварийно-│ │ │ │
│ │химически опасных│ │ │ │
│ │веществ и современных│ │ │ │
│ │боевых средств и│ │ │ │
│ │способы защиты от них; │ │ │ │
│ │ назначение и задачи в│ │ │ │
│ │системе ГО и основы│ │ │ │
│ │организации военно-│ │ │ │
│ │мобилизационной │ │ │ │
│ │готовности органов│ │ │ │
│ │управления и│ │ │ │
│ │подразделений ФПС│ │ │ │
│ │России; │ │ │ │
│ │ порядок использования│ │ │ │
│ │подразделений ФПС│ │ │ │
│ │России в условиях ЧС│ │ │ │
│ │мирного и военного│ │ │ │
│ │времени; │ │ │ │
│ │ методы оценки и│ │ │ │
│ │способы снижения│ │ │ │
│ │пожарных рисков; │ │ │ │
│ │процессы, приводящие к│ │ │ │
│ │возникновению и│ │ │ │
│ │распространению │ │ │ │
│ │пожаров; │ │ │ │
│ │ параметры, │ │ │ │
│ │определяющие динамику│ │ │ │
│ │пожаров; │ │ │ │
│ │ механизм формирования│ │ │ │
│ │опасных факторов│ │ │ │
│ │пожаров; │ │ │ │
│ │ физико-химические │ │ │ │
│ │основы прекращения│ │ │ │
│ │горения на пожарах; │ │ │ │
│ │ номенклатуру, способы│ │ │ │
│ │применения и механизм│ │ │ │
│ │действия огнетушащих│ │ │ │
│ │составов; │ │ │ │
│ │ параметры процесса│ │ │ │
│ │прекращения горения на│ │ │ │
│ │пожарах и принципы их│ │ │ │
│ │оптимизации; │ │ │ │
│ │ механизм загрязнения│ │ │ │
│ │окружающей среды в│ │ │ │
│ │результате пожаров,│ │ │ │
│ │эксплуатации пожарной│ │ │ │
│ │техники, применения│ │ │ │
│ │огнетушащих веществ; │ │ │ │
│ │ устройство, │ │ │ │
│ │технические │ │ │ │
│ │характеристики и│ │ │ │
│ │принцип работы систем│ │ │ │
│ │производственной и│ │ │ │
│ │пожарной автоматики; │ │ │ │
│ │ организацию и│ │ │ │
│ │методику проверки│ │ │ │
│ │систем производственной│ │ │ │
│ │и пожарной автоматики; │ │ │ │
│ │ закономерности │ │ │ │
│ │поведения строительных│ │ │ │
│ │конструкций, зданий и│ │ │ │
│ │сооружений в условиях│ │ │ │
│ │пожара, принципы│ │ │ │
│ │обеспечения и основные│ │ │ │
│ │технические решения│ │ │ │
│ │противопожарной │ │ │ │
│ │устойчивости; │ │ │ │
│ │ пожарную опасность│ │ │ │
│ │веществ и строительных│ │ │ │
│ │материалов, пожарную│ │ │ │
│ │опасность и│ │ │ │
│ │огнестойкость │ │ │ │
│ │строительных │ │ │ │
│ │конструкций, методы│ │ │ │
│ │определения основных│ │ │ │
│ │показателей, │ │ │ │
│ │закономерности │ │ │ │
│ │поведения при пожаре; │ │ │ │
│ │ методику анализа│ │ │ │
│ │пожарной опасности│ │ │ │
│ │технологических │ │ │ │
│ │процессов производств; │ │ │ │
│ │ методику оценки│ │ │ │
│ │пожарного риска на│ │ │ │
│ │производственных │ │ │ │
│ │объектах; │ │ │ │
│ │ принципы и способы│ │ │ │
│ │обеспечения пожарной│ │ │ │
│ │безопасности │ │ │ │
│ │производственного │ │ │ │
│ │оборудования и│ │ │ │
│ │технологических │ │ │ │
│ │процессов; │ │ │ │
│ │ принципы и способы│ │ │ │
│ │снижения пожарной│ │ │ │
│ │опасности строительных│ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │
│ │ принципы и способы│ │ │ │
│ │снижения пожарной│ │ │ │
│ │опасности и повышения│ │ │ │
│ │огнестойкости │ │ │ │
│ │строительных │ │ │ │
│ │конструкций; │ │ │ │
│ │ принципы │ │ │ │
│ │противопожарного │ │ │ │
│ │нормирования, │ │ │ │
│ │используемые при│ │ │ │
│ │проектировании зданий,│ │ │ │
│ │сооружений, предприятий│ │ │ │
│ │и населенных пунктов; │ │ │ │
│ │ устройство, │ │ │ │
│ │технические │ │ │ │
│ │характеристики │ │ │ │
│ │пожарной, аварийно-│ │ │ │
│ │спасательной техники и│ │ │ │
│ │оборудования; │ │ │ │
│ │ конструкцию базового│ │ │ │
│ │шасси пожарной и│ │ │ │
│ │спасательной техники; │ │ │ │
│ │ основы организации и│ │ │ │
│ │функционирования │ │ │ │
│ │технической службы; │ │ │ │
│ │ принципы обеспечения│ │ │ │
│ │пожарной безопасности│ │ │ │
│ │электроустановок, │ │ │ │
│ │применения молниезащиты│ │ │ │
│ │и защиты от│ │ │ │
│ │статического │ │ │ │
│ │электричества; │ │ │ │
│ │ устройство, тактико-│ │ │ │
│ │технические │ │ │ │
│ │характеристики и│ │ │ │
│ │принцип действия│ │ │ │
│ │радиостанций пожарной│ │ │ │
│ │охраны, принципы│ │ │ │
│ │организации радиосетей│ │ │ │
│ │и системы оперативной│ │ │ │
│ │связи в пожарной│ │ │ │
│ │охране, правила ведения│ │ │ │
│ │радиообмена; │ │ │ │
│ │ принципы обеспечения│ │ │ │
│ │надежности систем│ │ │ │
│ │противопожарного │ │ │ │
│ │водоснабжения; │ │ │ │
│ │ организацию и│ │ │ │
│ │направления │ │ │ │
│ │деятельности │ │ │ │
│ │государственного │ │ │ │
│ │пожарного надзора; │ │ │ │
│ │ нормативное правовое│ │ │ │
│ │и техническое│ │ │ │
│ │регулирование в области│ │ │ │
│ │пожарной безопасности,│ │ │ │
│ │гражданской обороны и│ │ │ │
│ │защиты населения и│ │ │ │
│ │территорий от ЧС; │ │ │ │
│ │ административные │ │ │ │
│ │процедуры по│ │ │ │
│ │осуществлению │ │ │ │
│ │государственных мер по│ │ │ │
│ │надзору в области│ │ │ │
│ │пожарной безопасности,│ │ │ │
│ │гражданской обороны и│ │ │ │
│ │защиты населения и│ │ │ │
│ │территорий от ЧС; │ │ │ │
│ │ организацию и тактику│ │ │ │
│ │тушения пожаров; │ │ │ │
│ │ организацию и│ │ │ │
│ │деятельность │ │ │ │
│ │газодымозащитной │ │ │ │
│ │службы; │ │ │ │
│ │ принципы построения и│ │ │ │
│ │применения │ │ │ │
│ │автоматических систем,│ │ │ │
│ │обеспечивающих │ │ │ │
│ │пожаровзрыво- │ │ │ │
│ │безопасность │ │ │ │
│ │технологических │ │ │ │
│ │процессов; │ │ │ │
│ │ основы │ │ │ │
│ │организационного │ │ │ │
│ │проектирования и│ │ │ │
│ │управления │ │ │ │
│ │организацией, систему│ │ │ │
│ │законов и принципов│ │ │ │
│ │управления; │ │ │ │
│ │ методы подготовки│ │ │ │
│ │специалистов в области│ │ │ │
│ │пожарной безопасности; │ │ │ │
│ │ основные направления│ │ │ │
│ │деятельности надзорных│ │ │ │
│ │органов в области│ │ │ │
│ │экспертизы пожаров; │ │ │ │
│ │ организацию дознания│ │ │ │
│ │по делам о пожарах; │ │ │ │
│ │ современными методами│ │ │ │
│ │прогнозирования и│ │ │ │
│ │оценки обстановки в│ │ │ │
│ │очагах поражения ЧС│ │ │ │
│ │мирного и военного│ │ │ │
│ │времени. │ │ │ │
│ │Уметь: │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │анализа взаимодействия│ │ │ │
│ │человека и его│ │ │ │
│ │деятельности со средой│ │ │ │
│ │обитания; │ │ │ │
│ │ проводить расчеты│ │ │ │
│ │надежности и│ │ │ │
│ │работоспособности │ │ │ │
│ │технических систем; │ │ │ │
│ │ применять основные│ │ │ │
│ │методики расчетов на│ │ │ │
│ │прочность и жесткость│ │ │ │
│ │типовых элементов│ │ │ │
│ │конструкций; │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │проверки систем│ │ │ │
│ │пожарной автоматики; │ │ │ │
│ │ прогнозировать │ │ │ │
│ │механическое поведение│ │ │ │
│ │конструкций в обычных и│ │ │ │
│ │экстремальных условиях;│ │ │ │
│ │ применять основные│ │ │ │
│ │методы расчета│ │ │ │
│ │электрических цепей│ │ │ │
│ │постоянного и│ │ │ │
│ │синусоидального │ │ │ │
│ │переменного тока; │ │ │ │
│ │ решать │ │ │ │
│ │пространственные │ │ │ │
│ │задачи, читать чертежи│ │ │ │
│ │деталей и сборочных│ │ │ │
│ │единиц, сборочные и│ │ │ │
│ │строительные чертежи,│ │ │ │
│ │оформлять │ │ │ │
│ │конструкторскую │ │ │ │
│ │документацию в│ │ │ │
│ │соответствии со│ │ │ │
│ │стандартами; │ │ │ │
│ │ организовывать │ │ │ │
│ │оказание первой помощи│ │ │ │
│ │пострадавшим до│ │ │ │
│ │прибытия медиков; │ │ │ │
│ │ обеспечивать │ │ │ │
│ │техническую готовность│ │ │ │
│ │пожарной, аварийно-│ │ │ │
│ │спасательной техники и│ │ │ │
│ │оборудования; │ │ │ │
│ │ обеспечивать основы│ │ │ │
│ │безопасного движения; │ │ │ │
│ │ строить пересечения│ │ │ │
│ │геометрических фигур на│ │ │ │
│ │чертеже, выполнять│ │ │ │
│ │чертежи видов, разрезов│ │ │ │
│ │и сечений, деталей и│ │ │ │
│ │сборочных единиц,│ │ │ │
│ │перестраивать │ │ │ │
│ │изображения на│ │ │ │
│ │чертежах, выполнять│ │ │ │
│ │знаково-цифровую │ │ │ │
│ │информацию на чертежах│ │ │ │
│ │(размеры, обозначения,│ │ │ │
│ │надписи); │ │ │ │
│ │ определять реакции│ │ │ │
│ │опор и связей,│ │ │ │
│ │определять центр│ │ │ │
│ │тяжести простейших тел,│ │ │ │
│ │определять скорости и│ │ │ │
│ │ускорения точек│ │ │ │
│ │твердого тела,│ │ │ │
│ │составлять и решать│ │ │ │
│ │простейшие │ │ │ │
│ │дифференциальные │ │ │ │
│ │уравнения движения│ │ │ │
│ │материальной точки и│ │ │ │
│ │твердого тела; │ │ │ │
│ │ производить расчеты│ │ │ │
│ │на прочность│ │ │ │
│ │соединений, производить│ │ │ │
│ │расчеты механических│ │ │ │
│ │передач на прочность; │ │ │ │
│ │ производить анализ и│ │ │ │
│ │разрабатывать │ │ │ │
│ │мероприятия, │ │ │ │
│ │направленные на│ │ │ │
│ │повышение │ │ │ │
│ │противопожарной │ │ │ │
│ │устойчивости городов и│ │ │ │
│ │объектов экономики; │ │ │ │
│ │ проводить расчет сил│ │ │ │
│ │и средств ФПС России по│ │ │ │
│ │противопожарному │ │ │ │
│ │обеспечению аварийно-│ │ │ │
│ │спасательных и других│ │ │ │
│ │неотложных работ в│ │ │ │
│ │очагах поражения; │ │ │ │
│ │ разрабатывать │ │ │ │
│ │планирующие документы│ │ │ │
│ │по приведению│ │ │ │
│ │подразделений ФПС│ │ │ │
│ │России в различные│ │ │ │
│ │степени готовности; │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │оценки и способы│ │ │ │
│ │снижения пожарных│ │ │ │
│ │рисков; │ │ │ │
│ │ проводить анализ│ │ │ │
│ │изменения параметров│ │ │ │
│ │процессов горения и│ │ │ │
│ │параметров пожаров в│ │ │ │
│ │зависимости от│ │ │ │
│ │различных факторов; │ │ │ │
│ │ рассчитывать │ │ │ │
│ │параметры прекращения│ │ │ │
│ │горения различными│ │ │ │
│ │огнетушащими │ │ │ │
│ │веществами, выбирать│ │ │ │
│ │оптимальные способы их│ │ │ │
│ │подачи в зону горения; │ │ │ │
│ │ проводить расчеты по│ │ │ │
│ │динамике опасных│ │ │ │
│ │факторов пожара│ │ │ │
│ │применительно к решению│ │ │ │
│ │профилактических и│ │ │ │
│ │тактических задач; │ │ │ │
│ │ эффективно применять│ │ │ │
│ │технику и оборудование│ │ │ │
│ │при выполнении│ │ │ │
│ │оперативных задач; │ │ │ │
│ │ выбирать наиболее│ │ │ │
│ │целесообразные формы,│ │ │ │
│ │виды и методы│ │ │ │
│ │организационных │ │ │ │
│ │проектов; │ │ │ │
│ │ реализовывать │ │ │ │
│ │принципы управления в│ │ │ │
│ │практической │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ оценивать размер зон│ │ │ │
│ │загрязнения окружающей│ │ │ │
│ │среды при пожарах; │ │ │ │
│ │ применять нормативно-│ │ │ │
│ │правовые и нормативно-│ │ │ │
│ │технические акты,│ │ │ │
│ │регламентирующие │ │ │ │
│ │пожарную безопасность│ │ │ │
│ │зданий, сооружений,│ │ │ │
│ │предприятий и│ │ │ │
│ │населенных пунктов, а│ │ │ │
│ │также деятельность│ │ │ │
│ │пожарной охраны; │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │оценки соответствия│ │ │ │
│ │строительных материалов│ │ │ │
│ │и конструкций, зданий,│ │ │ │
│ │сооружений и их│ │ │ │
│ │инженерного │ │ │ │
│ │оборудования │ │ │ │
│ │требованиям │ │ │ │
│ │противопожарных норм с│ │ │ │
│ │учетом возможного│ │ │ │
│ │негативного воздействия│ │ │ │
│ │на окружающую среду; │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │анализа пожарной│ │ │ │
│ │опасности │ │ │ │
│ │технологических │ │ │ │
│ │процессов и оценки│ │ │ │
│ │пожарного риска│ │ │ │
│ │производственных │ │ │ │
│ │объектов для разработки│ │ │ │
│ │противопожарных │ │ │ │
│ │мероприятий; │ │ │ │
│ │ использовать комплекс│ │ │ │
│ │технических средств│ │ │ │
│ │связи и управления для│ │ │ │
│ │информационного │ │ │ │
│ │обеспечения и связи│ │ │ │
│ │подразделений на│ │ │ │
│ │пожаре; │ │ │ │
│ │ применять методы│ │ │ │
│ │расчета сил и средств,│ │ │ │
│ │необходимых для тушения│ │ │ │
│ │пожаров, │ │ │ │
│ │предварительного │ │ │ │
│ │планирования действий│ │ │ │
│ │при тушении пожаров; │ │ │ │
│ │ планировать и│ │ │ │
│ │осуществлять │ │ │ │
│ │административные │ │ │ │
│ │процедуры по исполнению│ │ │ │
│ │государственной функции│ │ │ │
│ │по пожарному надзору,│ │ │ │
│ │по надзору в области│ │ │ │
│ │гражданской обороны и│ │ │ │
│ │защиты населения и│ │ │ │
│ │территорий от ЧС; │ │ │ │
│ │ планировать и│ │ │ │
│ │анализировать │ │ │ │
│ │профессиональную │ │ │ │
│ │деятельность при│ │ │ │
│ │проведении проверки и│ │ │ │
│ │дознания по делам о│ │ │ │
│ │пожарах; │ │ │ │
│ │ принимать │ │ │ │
│ │управленческие решения│ │ │ │
│ │в области обеспечения│ │ │ │
│ │пожарной безопасности; │ │ │ │
│ │ применять на практике│ │ │ │
│ │требования нормативно-│ │ │ │
│ │правовых документов,│ │ │ │
│ │регламентирующих │ │ │ │
│ │деятельность органов│ │ │ │
│ │дознания; │ │ │ │
│ │ проводить анализ и│ │ │ │
│ │разрабатывать │ │ │ │
│ │мероприятия, │ │ │ │
│ │направленные на│ │ │ │
│ │повышение │ │ │ │
│ │противопожарной │ │ │ │
│ │устойчивости населенных│ │ │ │
│ │пунктов и организаций. │ │ │ │
│ │Владеть: │ │ │ │
│ │ методами построения│ │ │ │
│ │изображений технических│ │ │ │
│ │изделий, оформления│ │ │ │
│ │чертежей и│ │ │ │
│ │электрических схем,│ │ │ │
│ │составления │ │ │ │
│ │спецификаций, в том│ │ │ │
│ │числе с применениями│ │ │ │
│ │методов компьютерной│ │ │ │
│ │графики; │ │ │ │
│ │ навыками работы с│ │ │ │
│ │учебной и научной│ │ │ │
│ │литературой при решении│ │ │ │
│ │практических задач│ │ │ │
│ │механики и│ │ │ │
│ │материаловедения; │ │ │ │
│ │ навыками работы с│ │ │ │
│ │нормативными │ │ │ │
│ │документами в области│ │ │ │
│ │метрологии и│ │ │ │
│ │технического │ │ │ │
│ │регулирования; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │выхода из строя деталей│ │ │ │
│ │при эксплуатации; │ │ │ │
│ │ навыками оказания│ │ │ │
│ │первой помощи; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │пожарной опасности│ │ │ │
│ │электроустановок и│ │ │ │
│ │техническими решениями│ │ │ │
│ │по ее снижению; │ │ │ │
│ │ навыками организации│ │ │ │
│ │системы оперативной│ │ │ │
│ │связи на местах пожаров│ │ │ │
│ │и в ЧС; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │соответствия │ │ │ │
│ │организационных и│ │ │ │
│ │инженерно-технических │ │ │ │
│ │решений, направленных│ │ │ │
│ │на безопасность людей│ │ │ │
│ │при пожаре, требованиям│ │ │ │
│ │противопожарных норм; │ │ │ │
│ │ методами расчета│ │ │ │
│ │динамики опасных│ │ │ │
│ │факторов пожара с│ │ │ │
│ │использованием │ │ │ │
│ │известных компьютерных│ │ │ │
│ │программ; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │пожарной опасности│ │ │ │
│ │систем вентиляции,│ │ │ │
│ │отопления и│ │ │ │
│ │кондиционирования │ │ │ │
│ │воздуха и технические│ │ │ │
│ │решения по ограничению│ │ │ │
│ │распространения пожара│ │ │ │
│ │по системам вентиляции;│ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │пожарной опасности│ │ │ │
│ │веществ и строительных│ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │огнестойкости и│ │ │ │
│ │пожарной опасности│ │ │ │
│ │строительных │ │ │ │
│ │конструкций и│ │ │ │
│ │разработки технических│ │ │ │
│ │решений по повышению│ │ │ │
│ │огнестойкости и│ │ │ │
│ │снижению пожарной│ │ │ │
│ │опасности строительных│ │ │ │
│ │материалов и│ │ │ │
│ │конструкций; │ │ │ │
│ │ навыками применения│ │ │ │
│ │требований нормативно-│ │ │ │
│ │правовых актов,│ │ │ │
│ │нормативных документов│ │ │ │
│ │и инженерных методов│ │ │ │
│ │оценки пожарной│ │ │ │
│ │опасности технологии│ │ │ │
│ │производств при│ │ │ │
│ │осуществлении надзора│ │ │ │
│ │за пожарной│ │ │ │
│ │безопасностью │ │ │ │
│ │технологических │ │ │ │
│ │процессов и│ │ │ │
│ │оборудования; │ │ │ │
│ │ навыками проведения│ │ │ │
│ │мероприятий по надзору│ │ │ │
│ │за выполнением│ │ │ │
│ │установленных │ │ │ │
│ │требований пожарной│ │ │ │
│ │безопасности; │ │ │ │
│ │ навыками реализации│ │ │ │
│ │функций управления в│ │ │ │
│ │практической │ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │ методами оценки│ │ │ │
│ │экономического ущерба│ │ │ │
│ │от пожаров; │ │ │ │
│ │ методами анализа│ │ │ │
│ │соответствия принятых│ │ │ │
│ │проектных решений по│ │ │ │
│ │защите системами│ │ │ │
│ │пожарной автоматики│ │ │ │
│ │функциональному │ │ │ │
│ │назначению защищаемых│ │ │ │
│ │помещений; │ │ │ │
│ │ методикой исполнения│ │ │ │
│ │государственной функции│ │ │ │
│ │по надзору в области│ │ │ │
│ │пожарной безопасности,│ │ │ │
│ │по надзору в области│ │ │ │
│ │гражданской обороны и│ │ │ │
│ │по надзору в области│ │ │ │
│ │защиты населения и│ │ │ │
│ │территорий от ЧС; │ │ │ │
│ │ методами правового│ │ │ │
│ │регулирования в области│ │ │ │
│ │пожарной безопасности,│ │ │ │
│ │надзора в области│ │ │ │
│ │гражданской обороны и│ │ │ │
│ │защиты населения и│ │ │ │
│ │территорий от ЧС; │ │ │ │
│ │ навыками принятия│ │ │ │
│ │управленческих решений│ │ │ │
│ │в области обеспечения│ │ │ │
│ │пожарной безопасности; │ │ │ │
│ │ способами дознания и│ │ │ │
│ │расследования по делам│ │ │ │
│ │о пожарах; │ │ │ │
│ │ навыками работы на│ │ │ │
│ │пожарной, аварийно-│ │ │ │
│ │спасательной технике,│ │ │ │
│ │инструменте и│ │ │ │
│ │оборудовании; │ │ │ │
│ │ методиками проведения│ │ │ │
│ │различных видов занятий│ │ │ │
│ │с личным составом│ │ │ │
│ │подразделений. │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Специальная или военная│ 13 │ │ │
│ │подготовка <2> │ │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Специализация <3> │ 12 │ │ │
│ ├───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Вариативная часть │ 10 │ │ │
│ │(знания, умения, навыки│ │ │ │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.4 │Физическая культура │ 2 │ │ОК-12 │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.5 │Учебная и│ 20 <4> │ │ОК-1, │
│ │производственная │ │ │ОК-6, │
│ │практики, научно-│ │ │ОК-13 - 14 │
│ │исследовательская │ │ │ПК-1, │
│ │работа (практические│ │ │ПК-5, │
│ │умения и навыки│ │ │ПК-11, │
│ │определяются ООП вуза) │ │ │ПК-13 - 14, │
│ │ │ │ │ПК-17 - 19 │
│ │ │ │ │ПСК-1 - 41 │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│С.6 │Итоговая │ 15 │ │ОК-8 - 9 │
│ │государственная │ │ │ПК-1, │
│ │аттестация │ │ │ПК-5, │
│ │ │ │ │ПК-12, │
│ │ │ │ │ПК-14, │
│ │ │ │ │ПК-17 - 18 │
│ │ │ │ │ПСК-1 - 41 │
├────┼───────────────────────┼────────────┼──────────────────┼────────────┤
│ │Общая трудоемкость│ 300 │ │ │
│ │основной │ │ │ │
│ │образовательной │ │ │ │
│ │программы │ │ │ │
└────┴───────────────────────┴────────────┴──────────────────┴────────────┘
--------------------------------
<1> Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.
<2> Содержание и организация модуля "Военная (специальная) подготовка" определяется вузом с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
<3> Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно. Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 15 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3.
<4> Продолжительность практик может быть увеличена при сохранении расчетной трудоемкости практик в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности с учетом профессиональной деятельности обучаемых.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей