Судостроение

Приволжский федеральный округ исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. В настоящее время в нем сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций, занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе скоростных.

Крупные судостроительные предприятия округа имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного (река - море) плавания водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том числе суда из легких сплавов.

Основные судостроительные предприятия Приволжского федерального округа расположены в Республике Татарстан, Нижегородской области и Ульяновской области.

Состав и структура отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства требуют оптимизации, так как производственные мощности ряда предприятий Приволжского федерального округа оказываются незагруженными.

Как и в большинстве базовых отраслей промышленности страны, износ технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня - 65 - 80 процентов.

Разработка новых конкурентоспособных на мировом рынке проектов кораблей и судов и их оборудование требуют модернизации, обновления стендовой испытательной базы проектных и научно-технических организаций отрасли, прежде всего, в области создания и испытаний перспективных судовых конструкций из новых материалов, исследования физических полей, комплекса проблем гидроакустики.

Существенно отстает общий уровень технологии и организации работ по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов увеличена в 2 - 2,5 раза.

Состояние кадрового потенциала сегодня на многих предприятиях отрасли находится в критическом положении. Невостребованность, слабая загруженность и низкая заработная плата привели к невосполнимой утрате кадрового потенциала.

Основной целью развития отрасли является создание высокоэффективного инновационного судостроительного комплекса.

Можно выделить следующие основные задачи развития судостроения:

развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;

структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли;

привлечение организаций судостроительной отрасли к участию в проектах, реализуемых в рамках международной кооперации по созданию судов;

максимально возможное количество заказов на постройку судов и оборудования с высокой добавленной стоимостью (танкеры, суда по перевозке химической продукции, оборудование для буровых платформ).

В целях комплексной модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли планируется реализация ряда проектов.

Для внедрения новых информационных и высокоэффективных производственных технологий в процесс проектирования и создания систем управления и судового радиоэлектронного оборудования нового поколения планируется техническое перевооружение научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы предприятия в г. Ульяновске.

В Республике Татарстан будут осуществляться техническое перевооружение и реконструкция экспериментальной базы для проведения испытаний самоходных, буксируемых и радиоуправляемых моделей создаваемых судов для отработки мореходных качеств и корпусных конструкций, опытного производства для отработки технологий изготовления корпусных конструкций из новых материалов и сплавов, опытного бассейна для отработки современных форм обводов корпусов судов, а также развитие проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения.

Кроме того, в Республике Татарстан планируется строительство современных кораблей и судов различного назначения (корабли и суда специального назначения, грузовые морские, речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, озерные суда, пассажирские быстроходные суда из легких сплавов), их поставка на внутренний рынок и на экспорт.

Планируется техническое перевооружение и реконструкция в целях развития проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения в гг. Нижний Новгород и Городец.

Результатами развития судостроительной отрасли Приволжского федерального округа станут:

создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения;

увеличение разработанных технологий, патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений;

повышение производительности труда и уровня заработной платы.