Утверждены

Приказом Министерства

регионального развития

Российской Федерации

от 28 декабря 2010 г. N 802

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минрегиона РФ от 21.11.2011 N 540)

1. Настоящие методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства (далее - Методические рекомендации) содержат перечень основных мероприятий и положений для включения их в региональные программы развития жилищного строительства, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

2. Региональные программы развития жилищного строительства (далее - Региональные программы) рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.

Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации предусматриваемые в Региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке Региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.

Особое значение при разработке Региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в Региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.

3. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2011 - 2015 годов. В дальнейшем такая программа может быть продлена на последующий период 2016 - 2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.

4. В Региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.

5. В Региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

6. Значения целевых показателей Региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.

7. В Региональную программу рекомендуется включать следующие основные мероприятия:

7.1. Разработка и утверждение:

схем территориального планирования субъекта Российской Федерации и муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений;

правил землепользования и застройки городских округов и поселений;

документов территориального планирования в целях жилищного строительства;

региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;

программ комплексного развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры городских округов и городских поселений, необходимых для обеспечения жилищного строительства в соответствии с целевыми показателями Региональной программы и региональными, местными нормативами градостроительного проектирования;

мероприятия по стимулированию развития строительства объектов инженерной инфраструктуры;

инвестиционной программы организаций коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - программы развития строительства объектов коммунальной инфраструктуры, включая программу развития газификации, в которой предусматривается механизм направления финансовых средств, получаемых ресурсоснабжающей организацией от выполненных техусловий, взимание платы за подключение к сетям инженерной инфраструктуры и инвестиционная надбавка к тарифам для дальнейшей реализации их инвестиционных и производственных программ в целях развития и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры для дальнейшего развития жилищного строительства в соответствии с градостроительными планами застройки территорий.

7.2. Разработка плана формирования и предоставления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, развития застроенных территорий. Определение земельных участков под указанные цели осуществляется, в том числе, на основе совместной работы с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по выявлению и вовлечению в гражданский оборот для целей жилищного строительства находящихся в федеральной собственности земельных участков.

7.3. Снижение административных барьеров при реализации проектов жилищного строительства, в том числе:

при выдаче разрешений на строительство, проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

предупреждение и устранение злоупотреблений организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями доминирующим положением на рынке при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства.

7.4. Стимулирование малоэтажного жилищного строительства, в том числе формирование баз данных типовой проектной документации малоэтажного жилищного строительства, разработка и распространение информационных материалов, в том числе в средствах массовой информации, демонстрирующих населению преимущества малоэтажного жилья перед многоэтажным.

7.5. Стимулирование строительства комфортного жилья, благоустройство территорий - мероприятия, направленные на создание комфортной среды проживания для всех категорий граждан, учитывающей потребности людей с ограниченными возможностями, инвалидов и пожилых граждан.

7.6. Развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в том числе:

снижение монополизации и повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;

формирование перечня энергоэффективных и экологичных материалов и технологий малоэтажного жилищного строительства с учетом климатических и социально-экономических условий региона;

содействие распространению технологий строительства малоэтажного жилья эконом-класса, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности;

оказание поддержки создания новых производств энергоэффективных и экологичных технологий малоэтажного жилищного строительства, а также модернизации существующих.

7.7. Поддержка реализации проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья эконом-класса, в том числе:

обеспечение необходимой социальной инфраструктурой, а также транспортной инфраструктурой, обеспечивающей доступ к таким земельным участкам;

разработка и внедрение типовых решений обеспечения жилищного строительства экономичной и энергоэффективной коммунальной инфраструктурой, в том числе на основе реализации проектов государственно-частного партнерства, предусматривающих строительство централизованных систем коммунальной инфраструктуры и долгосрочную окупаемость инвестиций за счет оплаты потребителями коммунальных услуг, или создание автономных систем, которые передаются в общую долевую собственность собственников жилых помещений и затраты на создание которых включаются в стоимость приобретения таких жилых помещений;

содействие кредитованию застройщиков, осуществляющих реализацию проектов комплексного освоения территорий или развития застроенных территорий в целях строительства жилья эконом-класса (например, в форме субсидирования процентных ставок по кредитам за счет средств региональных и (или) местных бюджетов);

предоставление в установленном порядке обязательств по приобретению жилья эконом-класса, построенного в рамках таких проектов, за счет средств региональных или местных бюджетов для предоставления отдельным категориям граждан, а также информирование федеральных органов власти, реализующих программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, о возможности приобретения такого жилья;

проведение организационных мероприятий по консолидации спроса на приобретение жилья экономкласса, построенного для граждан, получающих государственную поддержку в рамках реализации подпрограмм федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

7.8. Осуществление мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья эконом-класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе:

молодыми семьями, получающими государственную поддержку в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы";

семьями, имеющими право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий;

иными категориями граждан по решению органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления (например, в форме предоставления за счет средств региональных или местных бюджетов установленным категориям граждан субсидий на оплату первоначального взноса при приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов).

7.9. Создание системы начальной профессиональной подготовки совместно с компаниями, производящими современные строительные материалы, и строительными компаниями, применяющими современные технологии в строительстве, а также системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации на базе учебных центров таких компаний в случае дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе в малоэтажном строительстве при применении современных технологий.

7.10. Развитие строительства жилья для целей коммерческого найма. Методические рекомендации по разработке Региональных подпрограмм развития жилищного строительства для целей коммерческого найма приведены в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

(п. 7.10 введен Приказом Минрегиона РФ от 21.11.2011 N 540)

8. В Региональную программу рекомендуется включать проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. При этом в Региональной программе предусматривается создание объектов социальной инфраструктуры, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения или развития территории в целях жилищного строительства. Строительство коммунальной инфраструктуры за пределами границ предоставленных для реализации проектов строительства жилья эконом-класса земельных участков и необходимой для подключения построенных объектов к централизованной коммунальной инфраструктуре целесообразно осуществлять как отдельные проекты. Рекомендуется обеспечивать долгосрочную окупаемость инвестиций на такие цели за счет оплаты потребителями коммунальных услуг путем перехода к установлению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 36; N 52, ст. 5597; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6450; 2010, N 27, ст. 3436; N 31, ст. 4206).

9. В Региональной программе рекомендуется указывать муниципальные образования, на территории которых будут реализовываться проекты комплексного освоения или развития территорий в целях жилищного строительства. Такие муниципальные образования должны отвечать следующим обязательным условиям:

наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;

наличие утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

10. Рекомендации по разработке паспорта Региональной программы, по структуре программы, а также по перечню целевых показателей программы приведены в приложениях N 1, N 2 и N 3 к Методическим рекомендациям.