4. Создание федеральных государственных учреждений, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, оптимизация участия государства в капитале коммерческих организаций

4. Создание федеральных государственных учреждений,

обеспечивающих выполнение государственных функций

и оказание государственных услуг в сфере геодезии

и картографии, оптимизация участия государства

в капитале коммерческих организаций

В целях развития и эксплуатации высокоэффективной системы геодезического обеспечения необходимо создание федерального автономного учреждения по государственному геодезическому обеспечению (далее - центр геодезического обеспечения).

К функциям центра геодезического обеспечения должны быть отнесены в том числе создание, развитие и поддержание высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации, государственных геодезических сетей, федеральной спутниковой дифференциальной сети, проведение фундаментальных исследований, ведение банка информации (геодезической, спутниковой, нивелирной, гравиметрической, геодинамической), оказание государственных услуг по предоставлению потребителям дифференциальной информации.

При создании центра геодезического обеспечения необходимо передать ему часть имущества федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии, обеспечивающего поддержание и развитие государственной координатной основы и государственных геодезических сетей, включая оборудование, программное обеспечение и информационные технологии.

Для выполнения функций по ведению федерального картографо-геодезического фонда целесообразно создать федеральное автономное учреждение - оператор базовых пространственных данных (далее - оператор данных).

К функциям оператора данных должны быть отнесены в том числе ведение федерального картографо-геодезического фонда, а также оказание государственных услуг по предоставлению федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам государственных топографических карт и планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов, государственных навигационных карт и метаданных.

При создании оператора данных ему необходимо передать часть имущества организаций, обеспечивающих ведение федерального картографо-геодезического фонда в установленном порядке. К такому имуществу относится имущество, обеспечивающее ведение федерального картографо-геодезического фонда, материалы федерального картографо-геодезического фонда и информационные технологии.

В целях создания, хранения, актуализации и распространения навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания в морских зонах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и акватории Мирового океана необходимо создание в ведении Министерства обороны Российской Федерации федерального автономного учреждения по картографическому обеспечению морской деятельности (далее - центр картографического обеспечения морской деятельности).

К функциям центра картографического обеспечения морской деятельности должны быть отнесены в том числе ведение банка информации (геодезической, нивелирной, гравиметрической, картографической) в отношении акватории Мирового океана, создание навигационных морских карт во Всемирной геодезической системе координат 1984 года (WGS-84) в соответствии с требованиями международных стандартов, создание специальных морских карт для Военно-Морского Флота в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации, определение перечня географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, оказание государственных услуг по предоставлению потребителям картографической продукции на морские зоны, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, а также на акваторию Мирового океана, осуществление экспертного и метрологического контроля гидрографических данных и картографической продукции.

Создание центра картографического обеспечения морской деятельности необходимо произвести на базе имущества картографических организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

В целях эффективного выполнения задач в сфере геодезии и картографии федеральные государственные унитарные предприятия отрасли геодезии и картографии, осуществляющие производственную деятельность, требуют существенной модернизации как в техническом и технологическом оснащении, так и в структуре управления.

Для комплексного решения задачи модернизации, переоснащения и реструктуризации этих предприятий необходимо привлечение существенных инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться путем проведения акционирования этих предприятий.

Акционирование и смена собственника могут повлечь негативные последствия в виде перепрофилирования имущества этих предприятий и, как следствие, потери производственного потенциала отрасли. Поэтому необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью созданных акционерных обществ путем образования на базе приватизируемых предприятий открытого акционерного общества с предполагаемым включением его в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень стратегических открытых акционерных обществ.

В состав государственного имущества, которое будет передаваться в уставный капитал указанного открытого акционерного общества, должно войти имущество федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии, за исключением имущества, необходимого для обеспечения задач содержания и развития государственной инфраструктуры геодезических измерений и ведения федерального картографо-геодезического фонда.

На этапе формирования указанного открытого акционерного общества необходимо произвести капитализацию создаваемой структуры с внесением в ее уставный капитал 100 процентов акций планируемых к включению в ее состав предприятий и затем осуществить привлечение инвестиций на рыночной основе с учетом принципов государственно-частного партнерства. Для безусловного обеспечения государственных интересов контрольный пакет акций создаваемого открытого акционерного общества должен находиться в федеральной собственности.

Для привлечения инвестиций предполагается использовать механизм продажи акций для создаваемого открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Условиями конкурса на заключение договора доверительного управления акциями создаваемого открытого акционерного общества должно быть предусмотрено привлечение победителем конкурса инвестиций в объеме, необходимом для комплексного решения задачи модернизации, переоснащения и реструктуризации предприятий. Срок доверительного управления указанными акциями должен составлять не менее 3 лет.

Используемый подход позволит провести реструктуризацию указанных предприятий с наименьшими затратами и рисками со стороны государства и с сохранением контроля над стратегической отраслью. Более эффективная работа отрасли позволит в дальнейшем снизить затраты федерального бюджета при выполнении государственного заказа на поставку топографо-геодезической и картографической продукции для федеральных государственных нужд.