В главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

│ В главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации │

├────┬───────────────────────┬─────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 21 │Федеральный закон "О│от │ Расширен перечень расходов на добровольное страхование, которые│

│ │внесении изменений в│19.07.2009 │учитываются для целей налога на прибыль. С 1 января 2010 г. взносы по│

│ │главы 23 и 25│N 202-ФЗ │договорам добровольного страхования имущественных интересов, связанных с│

│ │Налогового кодекса..." │ │обращением банковских карт, в случаях мошенничества (списания денежных средств│

│ │ │ │по поддельным слипам или квитанциям электронного терминала, по утерянным или│

│ │ │ │украденным картам и т.п.) налогоплательщики вправе учесть в составе расходов.│

│ │ │ │Данное изменение актуально для кредитных организаций. │

├────┼───────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 22 │Федеральный закон "О│от │ С 01.01.2010 утратила силу норма, согласно которой организация вправе│

│ │внесении изменений в│24.07.2009 │учитывать в расходах на оплату труда доплату работнику до фактического│

│ │отдельные │N 213-ФЗ │заработка в случае его временной нетрудоспособности. │

│ │законодательные акты│ │ │

│ │Российской Федерации и│ │ Наряду со взносами по договорам добровольного личного страхования,│

│ │признании утратившими│ │предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, в│

│ │силу отдельных│ │качестве расходов на оплату труда с 01.01.2010 признаются также затраты│

│ │законодательных актов│ │работодателей на оплату медицинских услуг, оказываемых сотрудникам. Договор с│

│ │(положений │ │медицинской организацией должен быть заключен на срок не менее одного года, а│

│ │законодательных актов)│ │сама организация должна иметь лицензию на осуществление медицинской│

│ │Российской Федерации в│ │деятельности. Общий лимит для признания данных расходов (взносов по договорам│

│ │связи с принятием│ │страхования и непосредственной оплаты услуг медицинским учреждениям) остался│

│ │отдельного │ │прежним - не более 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. │

│ │Федерального закона "О│ │ │

│ │страховых взносах в│ │ Установлен перечень условий, которым должны соответствовать организации,│

│ │пенсионный фонд│ │осуществляющие деятельность в области информационных технологий, чтобы│

│ │Российской Федерации,│ │воспользоваться правом не амортизировать электронно-вычислительную технику, а│

│ │Фонд социального│ │учитывать ее в материальных расходах. Указанные организации должны выполнять│

│ │страхования Российской│ │следующие условия: │

│ │Федерации, Федеральный│ │ - иметь документ о государственной аккредитации организации,│

│ │фонд обязательного│ │осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке,│

│ │медицинского │ │установленном Правительством РФ; │

│ │страхования и│ │ - среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период не│

│ │территориальные фонды│ │менее 50 человек; │

│ │обязательного │ │ - доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных,│

│ │медицинского │ │передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания│

│ │страхования" │ │услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для│

│ │ │ │ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной│

│ │ │ │техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению│

│ │ │ │указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового)│

│ │ │ │периода не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в│

│ │ │ │том числе от иностранных лиц не менее 70%. При определении доли доходов от│

│ │ │ │покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом│

│ │ │ │осуществления деятельности которых не является территория РФ. Также в статье│

│ │ │ │разъяснено, как подтвердить, что доход получен именно от покупателей -│

│ │ │ │иностранных лиц. │

├────┼───────────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 23 │Федеральный закон "О│от │ С 01.01.2010 не учитываются в составе доходов результаты переоценки│

│ │внесении изменений в│25.11.2009 N│выданных и полученных авансов в иностранной валюте. │

│ │части первую и вторую│281-ФЗ │ │

│ │Налогового кодекса│ │ Уточнена норма, согласно которой с 01.01.2010 не облагаются налогом на│

│ │Российской Федерации и│ │прибыль целевые средства, полученные только некоммерческих организаций.│

│ │отдельные │ │Целевые поступления должны предназначаться на содержание некоммерческих│

│ │законодательные акты│ │организаций и ведение ими уставной деятельности, поступать безвозмездно на│

│ │Российской Федерации" │ │основании решений органов государственной власти и органов местного│

│ │ │ │самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных│

│ │ │ │фондов, а также это могут быть целевые поступления от других организаций и│

│ │ │ │(или) физических лиц. В число таких целевых поступлений включены имущественные│

│ │ │ │права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным│

│ │ │ │имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов│

│ │ │ │местного самоуправления НКО на ведение ими уставной деятельности. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ С 01.01.2010 в целях исчисления налога на прибыль стоимость материалов,│

│ │ │ │полученных при демонтаже выводимого из эксплуатации оборудования, учитывается│

│ │ │ │в составе расходов в той же сумме, которая включена в состав внереализационных│

│ │ │ │доходов. В случае реализации таких материалов организация вправе уменьшить│

│ │ │ │полученные доходы на их рыночную стоимость. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Капитальные вложения, произведенные арендатором (ссудополучателем) с│

│ │ │ │согласия арендодателя (ссудодателя), стоимость которых не возмещается│

│ │ │ │арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора│

│ │ │ │аренды (безвозмездного пользования), исходя из сумм амортизации, рассчитанных│

│ │ │ │с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных│

│ │ │ │(полученных) объектов ОС или для капитальных вложений в указанные объекты в│

│ │ │ │соответствии с классификацией ОС, утверждаемой Правительством РФ. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ С 01.01.2010 не включается во внереализационные доходы (расходы) курсовая│

│ │ │ │разница, возникающая от переоценки авансов (полученных, выданных), стоимость│

│ │ │ │которых выражена в иностранной валюте. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ С 01.01.2010 внесены дополнения в норму, согласно которым датой реализации│

│ │ │ │ценных бумаг также может признаваться дата прекращения обязательств по│

│ │ │ │передаче ценных бумаг зачетом встречных однородных требований, а расходы,│

│ │ │ │связанные с приобретением ценных бумаг, учитываются в том числе и на дату│

│ │ │ │такого зачета. Однородными признаются требования по передаче имеющих│

│ │ │ │одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной│

│ │ │ │категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда. Зачет должен│

│ │ │ │подтверждаться соответствующими документами (отчетами клиринговой организации,│

│ │ │ │брокеров или управляющих, которые оказывают организации клиринговые,│

│ │ │ │брокерские услуги или осуществляют доверительное управление). │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ С 01.01.2010 по расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, датой│

│ │ │ │осуществления внереализационных и прочих расходов признается, в том числе,│

│ │ │ │дата прекращения обязательств по передаче ценных бумаг зачетом встречных│

│ │ │ │требований. По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым│

│ │ │ │обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится│

│ │ │ │более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и│

│ │ │ │включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего│

│ │ │ │отчетного периода. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Начиная с 01.01.2010 введена норма, согласно которой клиринговые│

│ │ │ │организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитывают│

│ │ │ │доходы и расходы с учетом особенностей, установленных статьями 299.1 и 299.2

│ │ │ │Налогового кодекса. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Уточнено значение показателя "д" для расчета суммы налога, подлежащего│

│ │ │ │удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов. "д" - общая│

│ │ │ │сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех│

│ │ │ │получателей, а не только налогоплательщиков-получателей. │

│ │ │ │ При получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в│

│ │ │ │доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель│

│ │ │ │доверительного управления (выгодоприобретатель). Если доверительным│

│ │ │ │управляющим является российская организация, а учредителем доверительного│

│ │ │ │управления (выгодоприобретателем) - иностранное лицо, доверительный│

│ │ │ │управляющий признается налоговым агентом в отношении доходов в виде│

│ │ │ │дивидендов, по которым у источника выплаты дивидендов налоговым агентом не был│

│ │ │ │удержан налог или налог был удержан в сумме, меньшей, чем сумма налога,│

│ │ │ │исчисленная с доходов в виде дивидендов для указанной иностранной организации. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Уточнена норма, согласно которой ценные бумаги также признаются│

│ │ │ │реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств│

│ │ │ │налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом│

│ │ │ │встречных однородных требований, в том числе в случае прекращения таких│

│ │ │ │обязательств при осуществлении клиринга. │

│ │ │ │ Уточнено одно из условий признания ценных бумаг обращающимися на│

│ │ │ │организованном рынке ценных бумаг. Ценные бумаги признаются таковыми, если по│

│ │ │ │ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения│

│ │ │ │налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная│

│ │ │ │котировка, если это предусмотрено применимым законодательством. Если│

│ │ │ │невозможно однозначно определить, на территории какого государства заключались│

│ │ │ │сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг,│

│ │ │ │налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать такое государство в зависимости│

│ │ │ │от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг. Выбор нужно│

│ │ │ │отразить в учетной политике. │

│ │ │ │ Уточнено понятие рыночной котировки ценной бумаги. При отсутствии│

│ │ │ │информации об интервале цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг на│

│ │ │ │дату совершения сделки налогоплательщик принимает интервал цен при реализации│

│ │ │ │этих ценных бумаг по данным организаторов торговли на рынке ценных бумаг на│

│ │ │ │дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки,│

│ │ │ │если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы│

│ │ │ │один раз в течение последних трех месяцев (а не 12, как было предусмотрено в│

│ │ │ │прежней редакции). │

│ │ │ │ Кроме того, данная норма дополнена абзацем, устанавливающим, что по│

│ │ │ │операциям с инвестиционными паями открытых паевых инвестиционных фондов,│

│ │ │ │обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, фактическая цена сделки│

│ │ │ │принимается для целей налогообложения, если она соответствует расчетной│

│ │ │ │стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, определенном│

│ │ │ │законодательством РФ об инвестиционных фондах. │

│ │ │ │ Уточнен порядок определения фактической цены сделки с ценными бумагами, не│

│ │ │ │обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Фактическая цена сделки│

│ │ │ │принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале│

│ │ │ │между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной│

│ │ │ │цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено│

│ │ │ │данным пунктом. Предельное отклонение цен устанавливается в размере 20% в│

│ │ │ │сторону повышения или понижения от расчетной цены. │

│ │ │ │ При реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке, по│

│ │ │ │цене, выше (или ниже) предела, при определении финансового результата для целей│

│ │ │ │налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная из│

│ │ │ │расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен. │

│ │ │ │ С 01.01.2010 по 31.12.2010 приостановлено действие нормы, согласно которой│

│ │ │ │порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на│

│ │ │ │организованном рынке ценных бумаг, должен быть установлен федеральным органом│

│ │ │ │исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России.│

│ │ │ │В 2010 г. расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке│

│ │ │ │ценных бумаг, устанавливается организацией самостоятельно или с привлечением│

│ │ │ │оценщика. │

│ │ │ │ Установлены особенности определения налоговой базы по операциям с│

│ │ │ │инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов. │

│ │ │ │ С 01.01.2010 в целях налогообложения прибыли налогоплательщики вправе│

│ │ │ │самостоятельно выбрать метод списания на расходы стоимости выбывших ценных│

│ │ │ │бумаг - по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или по стоимости│

│ │ │ │единицы. Т.е. исключен метод списания на расходы стоимости выбывших ценных│

│ │ │ │бумаг по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Расширены и уточнены правила определения налоговой базы по операциям РЕПО│

│ │ │ │с ценными бумагами. │

│ │ │ │ Установлено, что расходы, связанные с заключением и исполнением операций│

│ │ │ │РЕПО, относятся к внереализационным расходам и учитываются в соответствии со│

│ │ │ │статьями 265, 272 и 273 Налогового кодекса. │

│ │ │ │ Норма, согласно которой процедура урегулирования взаимных требований при│

│ │ │ │ненадлежащем исполнении второй части РЕПО должна предусматривать обязанность│

│ │ │ │сторон завершить взаиморасчеты по договору репо в течение 30 календарных дней│

│ │ │ │с даты исполнения второй части РЕПО, дополнена следующими абзацами,│

│ │ │ │разъясняющими условия и порядок осуществления указанной процедуры. │

│ │ │ │ Если в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО у│

│ │ │ │покупателя по первой части РЕПО возникает обязанность передать продавцу по│

│ │ │ │первой части РЕПО выплаты (купонная выплата, частичное погашение номинальной│

│ │ │ │стоимости ценных бумаг) по ценным бумагам, являющимся объектом операции РЕПО,│

│ │ │ │и если договором РЕПО предусмотрено уменьшение на суммы соответствующих выплат│

│ │ │ │обязательств продавца по первой части РЕПО по уплате денежных средств при│

│ │ │ │последующем приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО (цены реализации│

│ │ │ │(приобретения) по второй части РЕПО) вместо осуществления таких выплат, суммы,│

│ │ │ │подлежащие выплате, включаются в цену реализации (приобретения) по второй│

│ │ │ │части РЕПО при расчете доходов (расходов). В случае, когда в соответствии с│

│ │ │ │договором РЕПО такие выплаты не учитываются при определении обязательств по│

│ │ │ │второй части РЕПО, суммы таких выплат не включаются в цену реализации│

│ │ │ │(приобретения) по второй части РЕПО при расчете доходов (расходов). │

│ │ │ │ Если договором РЕПО предусмотрено осуществление в период между датами│

│ │ │ │исполнения первой и второй частей РЕПО расчетов (перечисление денежных средств│

│ │ │ │и (или) передача ценных бумаг) между участниками операции РЕПО в случае│

│ │ │ │изменения цены ценных бумаг, являющихся объектом операции РЕПО, или в иных│

│ │ │ │случаях, предусмотренных указанным договором, и этим договором предусмотрено│

│ │ │ │при осуществлении расчетов уменьшение обязательств продавца по первой части│

│ │ │ │РЕПО по уплате денежных средств на суммы перечислений при последующем│

│ │ │ │приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО, суммы таких перечислений│

│ │ │ │включаются в цену реализации (приобретения) по второй части РЕПО при расчете│

│ │ │ │доходов. Если такое получение (передача) денежных средств и (или) ценных бумаг│

│ │ │ │не учитывается при определении обязательств по второй части РЕПО, суммы таких│

│ │ │ │перечислений не включаются в цену реализации (приобретения) по второй части│

│ │ │ │РЕПО при расчете доходов (расходов). │

│ │ │ │ Уточнено, что следует понимать под открытием короткой позиции по ценной│

│ │ │ │бумаге. Приведен перечень операций, которые не являются открытием короткой│

│ │ │ │позиции. Разъяснен порядок закрытия короткой позиции. Также прописаны правила│

│ │ │ │учета доходов (расходов) налогоплательщика при реализации (приобретении) или│

│ │ │ │выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции. │

│ │ │ │ Исключен пункт, где описывались правила определения налоговой базы по│

│ │ │ │операции, связанной с открытием короткой позиции. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ В Налоговый кодекс введена новая норма, где закреплены особенности│

│ │ │ │налогообложения при займе ценными бумагами. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ С 01.01.2010 введена норма, которая устанавливает порядок определения│

│ │ │ │налоговой базы по налогу на прибыль для клиринговых организаций (порядок учета│

│ │ │ │доходов и расходов). │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Уточнены правила формирования резервов под обесценение ценных бумаг у│

│ │ │ │профессиональных участников РЦБ, ведущих дилерскую деятельность. │

│ │ │ │ Уточняется, что резервы создаются (корректируются) в отношении каждой│

│ │ │ │ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг,│

│ │ │ │удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости│

│ │ │ │ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков). │

│ │ │ │ Для ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, цена приобретения│

│ │ │ │пересчитывается в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату приобретения│

│ │ │ │ценной бумаги, а их рыночная котировка - по официальному курсу ЦБ РФ на дату│

│ │ │ │создания (корректировки) резерва. Для ценных бумаг, условиями выпуска которых│

│ │ │ │предусмотрено частичное погашение их номинальной стоимости при формировании│

│ │ │ │(корректировке) резерва по состоянию на конец отчетного (налогового) периода,│

│ │ │ │цена приобретения корректируется с учетом доли частичного погашения│

│ │ │ │номинальной стоимости ценной бумаги. Налогоплательщик, являющийся продавцом по│

│ │ │ │первой части РЕПО или заимодавцем по операции займа ценными бумагами, не│

│ │ │ │вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным бумагам,│

│ │ │ │переданным по операции РЕПО (договору займа). Налогоплательщик, являющийся│

│ │ │ │покупателем по первой части РЕПО или заемщиком по операции займа ценными│

│ │ │ │бумагами, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг по ценным│

│ │ │ │бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа). │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Основательно переработаны (изложены в новой редакции) следующие нормы: │

│ │ │ │ 1. Нормы, касающиеся налогообложения срочных сделок. │

│ │ │ │ Изменено определение финансового инструмента срочной сделки. Им признается│

│ │ │ │договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с│

│ │ │ │Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных│

│ │ │ │финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные│

│ │ │ │контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной│

│ │ │ │власти по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке│

│ │ │ │ценных бумаг". Также в данном пункте указаны договоры, которые не│

│ │ │ │соответствуют понятию финансового инструмента срочной сделки. │

│ │ │ │ Уточнено, что обязательства по операции с финансовыми инструментами│

│ │ │ │срочных сделок без ее переквалификации могут быть прекращены зачетом│

│ │ │ │(взаимозачетом) однородных требований и обязательств. │

│ │ │ │ Установлено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и│

│ │ │ │условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных│

│ │ │ │бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве│

│ │ │ │финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного│

│ │ │ │актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не│

│ │ │ │ранее третьего дня после дня ее заключения. Сделка, которая заключается не на│

│ │ │ │организованном рынке и условия которой не предусматривают поставки базисного│

│ │ │ │актива, может быть квалифицирована только как финансовый инструмент срочных│

│ │ │ │сделок. │

│ │ │ │ Установлено, что финансовые инструменты срочных сделок, условия которых│

│ │ │ │предусматривают поставку базисного актива или заключение иного финансового│

│ │ │ │инструмента срочных сделок, условия которого предусматривают поставку│

│ │ │ │базисного актива, признаются поставочными срочными сделками, а финансовые│

│ │ │ │инструменты срочных сделок, условия которых не предусматривают поставки│

│ │ │ │базисного актива или заключения иного финансового инструмента срочных сделок,│

│ │ │ │условия которых предусматривают поставку базисного актива, - расчетными│

│ │ │ │срочными сделками. Сделки, квалифицированные как поставочные срочные сделки, а│

│ │ │ │также как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, в целях│

│ │ │ │настоящей главы не подлежат переквалификации в расчетные срочные сделки в│

│ │ │ │случае прекращения обязательств способами, отличными от надлежащего│

│ │ │ │исполнения. │

│ │ │ │ Под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая│

│ │ │ │как организатором торговли, так и клиринговой организацией и уплачиваемая│

│ │ │ │(получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с установленными│

│ │ │ │организаторами торговли и клиринговыми организациями правилами (п. 4). │

│ │ │ │ Уточнено, что следует понимать под операциями хеджирования в целях налога│

│ │ │ │на прибыль. Приведен перечень объектов, которые признаются объектами│

│ │ │ │хеджирования. Чтобы подтвердить обоснованность отнесения операции к операции│

│ │ │ │хеджирования, налогоплательщик должен составить справку, подтверждающую, что│

│ │ │ │совершение данной операции позволяет уменьшить неблагоприятные последствия,│

│ │ │ │связанные с изменением цены (в том числе рыночной котировки, курса) или иного│

│ │ │ │показателя объекта хеджирования. Установлено, что в целях хеджирования│

│ │ │ │допускается заключение более одного финансового инструмента срочной сделки│

│ │ │ │разных видов, включая заключение нескольких финансовых инструментов срочных│

│ │ │ │сделок в рамках одной операции хеджирования в течение срока хеджирования. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ 2. Норма формирования доходов и расходов по операциям с финансовыми│

│ │ │ │инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке. │

│ │ │ │ При признании доходов и расходов налогоплательщика по операциям с│

│ │ │ │финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном│

│ │ │ │рынке, учитываются суммы денежных средств, причитающиеся к получению│

│ │ │ │(подлежащие уплате) в отчетном (налоговом) периоде одним из участников│

│ │ │ │операции с финансовым инструментом срочной сделки при ее исполнении│

│ │ │ │(окончании). │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ 3. Норма определения налоговой базы по операциям с финансовыми│

│ │ │ │инструментами срочных сделок. │

│ │ │ │ Установлено, что при осуществлении операции хеджирования доходы (расходы)│

│ │ │ │учитываются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии│

│ │ │ │со ст. 274 Налогового кодекса учитываются доходы и расходы, связанные с│

│ │ │ │объектом хеджирования. Уточнено, что банки вправе учесть убытки, полученные по│

│ │ │ │операциям с поставочными срочными сделками, которые не обращаются на│

│ │ │ │организованном рынке и базисным активом которых выступает иностранная валюта.│

│ │ │ │Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую│

│ │ │ │деятельность, включая банки, вправе учесть убытки, полученные по операциям с│

│ │ │ │финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном│

│ │ │ │рынке. │

│ │ │ │ Установлено, что полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам│

│ │ │ │(требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по│

│ │ │ │операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ 4. Норма оценки для целей налогообложения операций с финансовыми│

│ │ │ │инструментами срочных сделок. │

│ │ │ │ Уточняется, что в отсутствие у организатора торговли информации об│

│ │ │ │интервале цен на дату заключения соответствующей сделки для указанных целей│

│ │ │ │используются данные организатора торговли об интервале цен на дату ближайших│

│ │ │ │торгов, состоявшихся в течение последних трех месяцев. │

│ │ │ │ Установлено, что фактическая цена финансового инструмента срочной сделки,│

│ │ │ │не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения│

│ │ │ │рыночной ценой, только если она отличается не более чем на 20% в сторону│

│ │ │ │повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента│

│ │ │ │срочных сделок на дату заключения срочной сделки. Порядок определения│

│ │ │ │расчетной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти│

│ │ │ │по рынку ценных бумаг по согласованию с Минфином России. Если фактическая цена│

│ │ │ │финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном│

│ │ │ │рынке, отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от│

│ │ │ │расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы│

│ │ │ │(расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости,│

│ │ │ │увеличенной (уменьшенной) на 20%. Следует иметь в виду, что данная норма│

│ │ │ │начнет действовать с 2011 года (в 2010 г. приостановлено действие пункта 2

│ │ │ │статьи 305 Налогового кодекса). В 2010 расчетную стоимость финансовых│

│ │ │ │инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке,│

│ │ │ │налогоплательщик может определять самостоятельно (отразив порядок ее│

│ │ │ │определения в учетной политике) или с привлечением оценщика. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ 5. Норма порядка ведения налогового учета по срочным сделкам с применением│

│ │ │ │метода начисления. │

│ │ │ │ Уточнено, что аналитический учет требований (обязательств) по финансовым│

│ │ │ │инструментам срочных сделок следует вести по каждому виду финансовых│

│ │ │ │инструментов срочных сделок раздельно: по операциям с финансовыми│

│ │ │ │инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, по│

│ │ │ │операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на│

│ │ │ │организованном рынке, а также по операциям, совершенным в целях хеджирования.│

│ │ │ │Данные регистров налогового учета должны содержать в денежном выражении суммы│

│ │ │ │требований (обязательств) налогоплательщика к контрагентам в соответствии с│

│ │ │ │условиями заключенных договоров: │

│ │ │ │ - по поставочным срочным сделкам; │

│ │ │ │ - по расчетным срочным сделкам. │

│ │ │ │ Кроме того уточнен порядок учета доходов и расходов, связанных с│

│ │ │ │вышеперечисленными финансовыми инструментами срочных сделок. │

│ │ │ │ │

│ │ │ │ Для целей налогообложения прибыли полностью переработаны нормы статьи 333

│ │ │ │Налогового кодекса, где перечислены особенности ведения налогового учета│

│ │ │ │доходов (расходов) по операциям РЕПО. Предусмотрено, что действие статьи│

│ │ │ │распространяется на все операции РЕПО, а не только с ценными бумагами. │

├────┴───────────────────────┴─────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤