3.1. Анализ объемов оказываемых услуг

Основными задачами анализа объемов оказываемых услуг организаций являются:

- правильная оценка итогов выполнения производственной программы;

- выявление положительного опыта в работе, недостатков и упущений, а также их влияния на выполнение производственной программы;

- изыскание резервов для улучшения технико-экономических показателей, повышения уровня обслуживания потребителей, снижения себестоимости, повышения рентабельности.

Выводы, полученные в результате данного анализа, используются при проверке расчетов производственной программы на период действия установленных тарифов (регулируемый период). Настоящий анализ осуществляется на основе рассмотрения данных производственной, бухгалтерской и статистической отчетности, в частности, показателей, отраженных в формах отчетных калькуляций себестоимости, представленных в приложении к Методике.

Анализ выполнения объемов оказываемых услуг должен осуществляться по двум измерителям: стоимостному и натуральному с учетом специфики производственной деятельности каждой конкретной организации.

При проведении анализа выполнения производственной программы предлагается использовать метод сравнительной характеристики, в частности, сравнение отчетных данных с планируемыми показателями, с аналогичными показателями за предшествующий период, выявление отклонений, определение факторов, влияющих на эти отклонения.

Для полноты и объективности выводов большое значение имеет сравнение динамики изменения объемов услуг по анализируемой организации с соответствующими показателями аналогичных организаций в пределах одного муниципального образования либо ближайших муниципальных образований.

При анализе выполнения производственной программы необходимо проанализировать объем услуг, оказываемый отдельным группам потребителей; определить факторы, влияющие на его изменения, в частности, нормативы потребления услуг, структура потребителей, тарифы на оказываемые услуги.

Основным показателем, характеризующим производственную деятельность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является общий объем доходов, образующийся из доходов от реализации по каждому виду услуг основной деятельности организации.

В результате анализа показателя суммы доходов от оказания жилищно-коммунальных услуг выясняется степень его выполнения (невыполнения), динамика изменения по сравнению с предшествующим периодом.

Для этого показатель дохода, полученного в отчетном периоде, сопоставляют с показателем запланированного дохода и аналогичными показателями за предшествующий период.

Факторами, которые могут повлиять на изменение показателя общей суммы дохода от оказания услуг, могут быть: изменение установленных тарифов, объемов оказанных услуг в натуральном выражении; изменение объема оказанных услуг по группам потребителей. В этой связи необходимо проанализировать все вышеуказанные факторы хозяйственной деятельности организации, повлиявшие на результат производственной деятельности.

При анализе доходов целесообразно сопоставить фактические поступления денежных средств на расчетный счет предприятия с запланированными суммами.

Натуральными измерителями производственной программы в организациях, осуществляющих регулируемую деятельность, являются:

- по содержанию и ремонту жилищного фонда -

среднеэксплуатируемая общая площадь жилищного фонда и среднеэксплуатируемая площадь нежилых помещений в квадратных метрах;

- по водопроводу -

полезный отпуск воды в кубических метрах;

- по канализации -

отведение сточной жидкости в кубических метрах;

- по электроснабжению -

полезно отпущенная электроэнергия в кВт/ч;

- по теплоснабжению -

полезно отпущенная теплоэнергия на центральное отопление и горячее водоснабжение в Гкал.

При проверке выполнения производственной программы отпуска жилищно-коммунальных услуг в натуральных измерителях следует проследить динамику изменения отпуска услуг за ряд лет, в течение года - поквартально.

Рекомендуемые формы для проведения анализа объема производимой продукции, оказываемых услуг приведены по подотраслям жилищно-коммунального хозяйства в формах N 3.1.2 - 3.1.7 настоящего раздела Методики.

При анализе объемов оказываемых услуг организациями следует определить количество услуг, собственно производимых организацией, а также покупаемых у других поставщиков и передаваемых потребителям. Объем услуг, оказываемых населению, и количество жителей, обслуживаемых данной организацией, позволяют определить фактическую величину потребления услуг в натуральном выражении на 1 человека. Полученные данные следует сопоставить с нормативным уровнем потребления жилищно-коммунальных услуг, установленным решением органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для данного населенного пункта.

Сопоставление этих показателей позволит сделать выводы о соответствии условий хозяйствования организации качественному обслуживанию населения. Уровень обеспеченности населения услугами жилищно-коммунального назначения рекомендуется анализировать по форме N 3.1.1.