Таблица 2. Баланс имущества

Таблица 2

БАЛАНС ИМУЩЕСТВА

Приход

Расход

Начальный остаток

(3600 + 6000) = 9600

1) факт

покупка семян

2800

1) - двойной факт

2800

2) факт

безвозмездное поступление

500

2) - одинарный факт

-

3) факт

поступление от продажи

3600

3) - двойной факт

2400

4) факт

покупка прибора

600

4) - двойной факт

600

Оборот за период

7500

Оборот за период

5800

Конечный остаток

11300

Из разноски фактов видно, что все они требуют двойственного отображения (1, 3, 4), кроме второго, который, поскольку есть приход, но нет расхода, не требует двойной интерпретации, а лишь одинарной фиксации.

Суммы записей увеличений и уменьшений имущества называются оборотами. При этом при подсчете оборотов во внимание не принимается начальный остаток. На основании начального остатка оборотов по приходу и расходу определяется новое состояние имущества.

Для подсчета конечного остатка применяется следующая формула:

Сн + Об по Прих. - Об. по Расх.,

где:

Сн - начальный остаток;

Об. по Прих. - оборот по приходу;

Об. по Расх. - оборот по расходу;

Ск - конечный остаток.

Выявленный в примере конечный остаток составляет 11300 руб.

Правильность его выявления можно определить по формуле натурального баланса: (Сн + Прих.) = (Ск + Расх.) или по данным примера.

Баланс: (9600 + 7500) = 17100 (11300 + 5800).

Конечный результат при этом варианте можно определить двумя способами:

1) как прямое приращение имущества (разница между конечным и начальным остатком имущества):

(11300 - 9600) = 1700;

2) как увеличение имущества за счет возмездной продажи продукции (3600 - 2400) = 1200 и безвозмездного получения (500):

(1200 + 500) = 1700.

В диграфической (двойной) системе бухгалтерского учета вместо имущественного баланса вводится система отдельных счетов, составляющих в итоге сводный (систематический) регистр - Главную книгу.

Здесь ведущее место занимает двойственное отражение и обобщение информации. Записи фактов хозяйственной жизни трансформируются (преобразуются) в хозяйственные операции, которые непосредственно и отражаются на счетах. При отражении хозяйственных операций на счетах каждая из них записывается в одной и той же сумме дважды: по дебету одного счета и кредиту другого. Для обозначения экономической взаимосвязи между счетами используется специальный прием - корреспонденция. Для того чтобы установить правильную корреспонденцию, необходимо предварительно выявить экономическую сущность каждой хозяйственной операции. Для этого при записи на счетах выбираются не любые, а только корреспондирующие счета, т.е. счета, на которых одновременно производится запись в связи с данной хозяйственной операцией. Для обозначения записи на самих корреспондируемых счетах применяется специальный термин - бухгалтерская проводка (счетная формула).

Корреспонденции счетов, а следовательно, и бухгалтерские проводки, бывают простые и сложные.

Простые - это корреспонденции, в которых один счет дебетуется, а другой - кредитуется.

Сложные - это корреспонденции, в которых затрагиваются два или более счетов. При этом один счет дебетуется, другие кредитуются и наоборот.

Корреспонденции счетов, составленные в момент совершения хозяйственных операций, регистрируются в хронологическом порядке, т.е. в порядке оформления операций во времени. Хронологическая запись совершается в специальных регистрах, которые называются журналами операций или регистрационными журналами.

На основании корреспонденции счетов, зарегистрированных в журнале, производятся записи на счетах бухгалтерского учета, чем достигается систематизация операций в соответствии с их экономическим содержанием.

Значение хронологической записи заключается в том, что она позволяет контролировать полноту записей на счетах. При систематической записи контролируется правильность записей, но не проверяется полнота, так как и при пропуске хозяйственной операции сохраняется равенство между дебетом и кредитом всех счетов.

Хронологическая запись позволяет восполнить этот пробел. Для этого производится сверка итога регистрационного журнала с итогами оборотов по дебету и кредиту всех счетов, на которых производились записи. Так осуществляется взаимосвязь хронологической и систематической записей, которая представлена в таблице 3.