Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 831-р утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

Режим "промышленной сборки" на фоне присоединения Российской Федерации к ВТО

В 2012 году Российская Федерация присоединилась к ВТО, приняв на себя ряд обязательств, в том числе по снижению таможенных пошлин на импорт ввозимой на территорию России автомобильной техники (рисунки 16 и 17). Кроме того, в соответствии с указанными обязательствами запрещается предоставление адресных льгот, а также прямая финансовая поддержка отраслей экономики со стороны государства, условия предоставления которых предусматривают использование российских материалов, полуфабрикатов и товаров.

Вместе с тем у Российской Федерации есть обязательства по прекращению режима "промышленной сборки" до июля 2018 года. При этом возможные потери инвесторов, развивающих производство автокомпонентов на территории России, предполагается компенсировать за счет мер, предусмотренных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ "О предоставлении государственной поддержки производителям моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов".

00000020.png

Рисунок 17 - Динамика снижения таможенных

пошлин на пассажирские автомобили, окончание действия

постановления о промышленной сборке

00000021.png

Рисунок 18 - Динамика снижения таможенных пошлин на легкие

коммерческие и грузовые автомобили, окончание действия

постановления о промышленной сборке

С учетом вышеуказанных фактов велика вероятность того, что со снижением таможенных пошлин запуск новых моделей, за редким исключением, на открывшихся производствах будет нерентабельным и доля импорта готовых автомобилей на рынке России станет существенно расти. В свою очередь замещение локально произведенных автомобилей импортом неизбежно приведет к сокращению производства на предприятиях, расположенных на территории России. Изменение ситуации на рынке приведет к изменению ситуации в автомобильной отрасли России в целом. Как видно на рисунках 16 и 17, наиболее значительные изменения произойдут в 2018 году (большая часть соглашений о "промышленной сборке" закончит свое действие, а таможенные пошлины на импорт автомобилей уже существенно снизятся). К этому моменту необходимо максимально достичь результатов, предусмотренных Стратегией (в первую очередь по развитию научной базы и эффективного производства). Таким образом, к середине 2018 года необходимо максимально реализовать цели и задачи настоящей Стратегии, что позволит на следующем этапе обеспечить конкурентоспособность российской автомобильной промышленности в новых рыночных условиях.