<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 10.08.2010 N 73/3-240-2010 <О применении отдельных норм Федерального закона от 26.12.2008 N 194-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля">

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2010 г. N 73/3-240-2010

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено обращение по поводу применения контролирующими органами положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Согласно п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, внесение изменений в ежегодный план проведения плановых проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Вместе с тем проводимый Генеральной прокуратурой Российской Федерации на постоянной основе мониторинг состояния законности в сфере государственного и муниципального контроля выявил ряд проблемных вопросов, возникающих в ходе применения законодательства о государственном и муниципальном контроле.

Так, согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ, срок проведения каждой из предусмотренных ст. 11 и 12 названного закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

При этом некоторые контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор, со ссылкой на ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ практикуют назначение плановых проверок в отношении различных филиалов (представительств) юридического лица без учета того, что оно в лице других своих филиалов (представительств) уже было проверено в течение трех последних лет либо должно быть проверено в текущем году.

Таким образом, ч. 4 ст. 13 Закона N 294-ФЗ имеет неоднозначную трактовку на практике.

Подобное положение недопустимо, в т.ч. с учетом содержащейся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 N 16-П и ряде иных судебных постановлений позиции, согласно которой из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике, и, следовательно, неизбежно ведет к произволу.

В этой связи Министерством экономического развития Российской Федерации прорабатывается вопрос о корректировке указанной нормы Закона N 294-ФЗ в целях устранения ее неоднозначного толкования.

При формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2011 г. органами прокуратуры будут приняты необходимые меры по исключению проведения необоснованных проверок филиалов кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Первый заместитель

Генерального прокурора

Российской Федерации

А.Э.БУКСМАН