Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает работу в сфере образования, социальной сфере, здравоохранении и сфере культуры.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

обучение;

воспитание;

индивидуально-личностное развитие обучающихся;

здоровье обучающихся;

здоровьесберегающие технологии образования;

психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида;

социализация.

4.3. Магистр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;

педагогическая деятельность;

научно-исследовательская деятельность;

научно-методическая деятельность;

организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Магистр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

изучение и обеспечение оптимальных условий всестороннего психического, социально-культурного развития детей разных возрастов;

разработка психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса: коллективно-распределенную деятельность обучающихся, взаимодействие педагога и детей;

эффективная организация образовательной среды для освоения различных видов деятельности обучающихся, испытывающих трудности в обучении, с поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия;

осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой, стандартами профессиональной деятельности и этическими нормами профессионального сообщества;

организация и проведение мониторинговых исследований, разработка и реализация исследовательских и научно-практических проектов, анализ, обобщение и представление результатов собственной профессиональной деятельности;

участие в проектировании и создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды;

организация и участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;

формирование у субъектов образования потребности в саморазвитии и самосовершенствовании;

организация межличностных контактов и общения участников образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

контроль за ходом психического развития детей на различных ступенях образования в учреждениях различных типов и видов;

разработка и реализация образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

осуществление в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы, психологического консультирования детей и их родителей, психологической профилактики в образовательных учреждениях различных видов и типов;

реализация индивидуально-ориентированных мер по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей;

мониторинг сформированности компетенций обучающихся;

разработка совместно с педагогами траекторий обучения обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

взаимодействие с участниками образовательного процесса по проведению коррекционной и развивающей работы с детьми в ходе становления ведущей деятельности;

разработка и реализация программ профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения подростков;

организация и руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;

организация и руководство системой помощи обучающимся в процессе их профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

проведение экспертизы образовательной среды;

исследование и разработка проектов командообразования в учреждениях образования и социальной сферы.

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании:

контроль за ходом психического развития воспитанников с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов;

подбор и модификация психолого-педагогических и стандартизированных методов психологической диагностики для обследования детей с сенсорными, речевыми, двигательными и интеллектуальными нарушениями разного возраста;

психологическая диагностика детей с разными типами ОВЗ в психолого-медико-социальных комиссиях и центрах;

психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с ОВЗ;

психологическая коррекция социальной дезадаптации лиц с ОВЗ;

консультирование детей и взрослых с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения;

профилактика отклонений в психическом развитии детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, двигательной, интеллектуальной и эмоциональной сфер;

анализ отечественных и зарубежных направлений и методов коррекционного и восстановительного обучения, их отбор и внедрение в практику коррекционного образования.

В области педагогической деятельности:

обеспечение условий для становления и развития ведущих деятельностей (предметной, игровой, учебной);

осуществление контроля за выполнением образовательной программы и оказание необходимой педагогической и методической помощи для повышения эффективности образовательной работы;

обеспечение оптимальных условий адаптации детей к образовательному учреждению на каждой возрастной ступени;

оптимизация взаимодействия педагогов с ребенком с учетом возрастных и индивидуальных особенностей его развития в образовательном процессе;

организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей обучающихся.

В области научно-исследовательской деятельности:

изучение, анализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных научных исследований в области педагогики и психологии образования с целью определения проблем исследования;

разработка и использование современных, в том числе, информационных и компьютерных методов психолого-педагогического исследования, с использованием современных средств обработки результатов, баз данных и знаний (сетевых, интернет-технологий);

проектирование и реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения;

анализ и обобщение результатов исследовательских, развивающих, педагогических и иных социальных проектов в психолого-педагогической области;

экспертиза образовательных программ, проектов, психолого-педагогических технологий с точки зрения их соответствия возрастным возможностям обучающихся и соответствия современным научным психологическим подходам в возрастной, педагогической и социальной психологии;

создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;

разработка и реализация коррекционно-образовательных программ психолого-педагогического направления, повышение психологической компетентности участников образовательного процесса;

изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.

В области научно-методической деятельности:

организация работы по методическому обеспечению содержания образования;

анализ учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и разработка рекомендаций и мероприятий по оптимизации образовательного процесса;

сбор, систематизация и рецензирование методических и информационных материалов для эффективной организации образовательного процесса;

научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательных учреждениях;

анализ образовательной среды и развивающих программ и технологий;

психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий;

оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания;

работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;

участие в разработке информационных и методических материалов;

проектирование совместно с педагогами образовательного учреждения индивидуальных траекторий повышения их квалификации.

В области организационно-управленческой деятельности:

разработка и реализация эффективной системы мер по защите и охране прав работников образовательного учреждения;

развитие образовательного учреждения в соответствии с разработанными планами и программами развития учреждения;

использование психологических знаний и технологий в процессе реализации принципов и современных научных подходов к формированию межличностных отношений в коллективе;

разработка и внедрение эффективной организационной модели деятельности образовательного учреждения;

обеспечение условий для создания психологической комфортной среды образовательного учреждения;

организация и осуществление современного подхода в работе с персоналом (включая подбор педагогических и иных кадров, создание планов карьерного и профессионального роста внутри организации);

организация внутриведомственного и межведомственного взаимодействия;

разработка совместно с педагогами и другими специалистами образовательного учреждения стратегии и планов развития образовательного учреждения;

создание модели эффективного управления мотивацией педагогов и специалистов образовательного учреждения, в том числе с использованием моральных, материальных и иных стимулов.