IV. Порядок формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров

В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти размещают заказы на выполнение работ по тушению лесных пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Борьба с лесными пожарами (код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг 0240500) включена в указанный перечень.

Согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Лесные пожары рассматриваются как чрезвычайные ситуации.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор).

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 года N 261-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В указанный Перечень включены, в том числе, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации, услуги по доставке сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации, в зону чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что объемы работ по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 5 части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, невозможно спрогнозировать заранее, а также учитывая то, что их выполнение относится к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, размещение заказов на выполнение указанных работ проводится по правилам главы 5 Закона о размещении заказов "Размещение заказов путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера".

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в соответствии с положениями названного Федерального закона.

Основным документом, дающим право органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы, связанные с тушением лесных пожаров, является государственный контракт (договор).

При определении цены государственного контракта учитываются следующие обстоятельства:

1) налог на добавленную стоимость в стоимость государственного контракта не включается.

Согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров.

Пунктом 6 указанной статьи Кодекса определено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 3 октября 2008 года N 19-1-15-3350 установило, что деятельность по тушению пожаров, осуществляемая организациями Рослесхоза, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, не подлежит лицензированию.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации для выполнения работ (оказания услуг) по тушению лесных пожаров, при отсутствии лицензии вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 19 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса, при выполнении требований, установленных пунктом 4 названной статьи;

2) накладные расходы (организационно-управленческие и административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание и содержание, включая расходы на добровольное страхование основных средств, используемых при тушении лесных пожаров) в стоимости государственного контракта не должны превышать 20% от суммы прямых расходов;

3) величина нормативной прибыли не должна превышать 15%.

В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации для организации и выполнения работ по тушению лесных пожаров созданы специализированные государственные учреждения, то в таких учреждениях к расходам на тушение лесных пожаров относятся только прямые расходы без учета накладных расходов и прибыли.

Оплата работ по тушению лесных пожаров, выполненных по государственным контрактам (договорам), производится на основании актов выполненных работ, к которым прилагаются все документы, подтверждающие произведенные затраты.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 "О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу. Формирование полной и достоверной отчетной информации, порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности осуществляется в соответствии с принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Учет затрат на тушение лесных пожаров осуществляется на основании первичных учетных документов (оправдательных документов), подтверждающих расходы на тушение лесных пожаров.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц.

Перечень и основные унифицированные формы первичной учетной документации, а также учетные формы, установленные настоящими Рекомендациями, приведены в приложении 3.

Документами, подтверждающими факты лесных пожаров, являются протокол о лесном пожаре и форма отраслевого статистического наблюдения 27-ОИП-авиа "Сведения о ликвидации лесного пожара", данные которой должны соответствовать протоколам о лесных пожарах.

Расходы на тушение лесных пожаров отражаются в Сводном реестре расходов по тушению лесных пожаров, который формируется организацией, выполняющей работы по тушению лесных пожаров, как наземными силами и средствами, так и авиационным способом. Указанный реестр является обобщающим документом и составляется с разбивкой на конкретные пожары с нарастающим итогом по мере выполнения работ по тушению лесных пожаров.

Сводный реестр расходов по тушению лесных пожаров формируется на основании Справки о затратах на тушение конкретного лесного пожара, которая согласовывается с уполномоченным лицом Заказчика (должностным лицом органа государственной власти в субъекте Российской Федерации в области лесных отношений или лесничества), непосредственно контролирующим и осуществляющим приемку выполненных работ по тушению пожара.

Заверенные в установленном порядке копии протоколов о лесном пожаре, форм отраслевого статистического наблюдения 27-ОИП-авиа "Сведения о ликвидации лесного пожара", а также Сводный реестр лесных пожаров и затрат на их тушение и Справка о затратах на тушение лесного пожара, с приложением к ней заверенных в установленном порядке и сброшюрованных в отдельную папку копий первичных учетных документов, подтверждающих обоснованность заявленных расходов, служат основными документами, подтверждающими расходы организации по тушению лесных пожаров, при подписании Акта о выполнении работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда между уполномоченным органом государственной власти в субъекте Российской Федерации в области лесных отношений и организацией, выполнявшей указанные работы.

В соответствии с частью 12 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в государственный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ (соответственно при размещении государственного заказа в проект государственного контракта), которое в том числе должно содержать требования об учете и подтверждении затрат на тушение лесных пожаров, их документальном оформлении и представлении заказчику работ в соответствии с настоящими Рекомендациями.