Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 1. Предельные нормы полетного времени для экипажей ВС транспортной авиации

Таблица 1

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОЛЕТНОГО ВРЕМЕНИ

ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ВС ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ

┌──────────────────────────────────────┬─────────────────────────┐

│ Тип самолетов │ Полетное время, час. │

│ ├──────────────┬─────┬────┤

│ │ сутки │месяц│год │

│ ├──────────────┤ │ │

│ │ время │ │ │

│ ├───────┬──────┤ │ │

│ │дневное│ночное│ │ │

├──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼─────┼────┤

│Ил-86 │ 8 │ 6 │ 60 │ 600│

│ │ │ │ │ │

│Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ил-18, │ 8 │ 6 │ 70 │ 700│

│Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24, Ан-26 │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│Л-410УВП <*>, Л-410УВПЭ <*>, Ан-28 <*>│ 6 │ 5 │ 60 │ 600│

│ │ │ │ │ │

│Ил-14, Ан-2 │ 8 │ 6 │ 80 │ 800│

│ │ │ │ │ │

│Як-18, Як-18Т │ 6 │ 5 │ 80 │ 800│

└──────────────────────────────────────┴───────┴──────┴─────┴────┘

------------------------------------

<*> При выполнении беспосадочных полетов длительностью более 2-х часов полетное время за сутки необходимо сокращать на 1 час.

3.4. Планирование рабочего времени экипажа при выполнении полетов с частичным охватом дневного и ночного биологического времени экипажа, когда работа начинается или заканчивается в период с 0 до 5 часов, необходимо производить согласно п. 3.1 "б" по нормам для биологически ночного времени; учет необходимо производить по фактически затраченному времени.

3.5. Общее рабочее, в том числе и полетное время экипажа, сверх установленных в п. 3.1 - 3.4 предельных норм в дальнейшем следует считать сверхнормативным.

3.6. Регламентация режимов труда и отдыха экипажей при выполнении длительных трансмеридианных полетов.

3.6.1. Частое выполнение длительных трансмеридианных беспосадочных полетов (или рейсов с посадками), состояния, которые возникают в работе экипажей при длительном их командировании (до 1 месяца и более) в условиях новой базы со сдвигом 5 и более часовых поясов, существенное расширение географии полетов выдвигает необходимость введения следующих правовых понятий:

- биологический день экипажа;

- биологическая ночь экипажа;

- астрономическое дневное (светлое) время по трассе полета;

- астрономическое ночное (темное) время по трассе полета;

- полеты в сумерках.

3.6.2. С медико-биологической точки зрения наиболее сложным является пилотирование в следующих условиях (по убывающей тяжести):

- пилотирование биологической ночью в астрономически темное время по трассе полета;

- пилотирование биологической ночью в астрономически светлое время по трассе полета;

- пилотирование в сумерках;

- пилотирование в биологически дневное время в астрономически темное время по трассе полета;

- пилотирование в биологически дневное время в астрономически светлое время по трассе полета.

КонсультантПлюс: примечание.

Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) утвержденные Приказом МГА СССР от 08.04.1985 N 77, утратили силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108, новые правила Подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации РФ см. в Приказе Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 февраля 2002 года Закон РСФСР от 09.12.1971 "Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР" утратил силу в связи с принятием Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

КонсультантПлюс: примечание.

Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86) утвержденные МГА СССР 10.07.1985, утратили силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 17.07.2008 N 108, новые правила Подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации РФ см. в Приказе Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128.

3.6.3. Биологический день и ночь экипажа применительно к КЗоТу соответствуют часовому поясу постоянного места жительства: ночью считать период с 22.00 час. до 6.00 час.; днем - период с 6.00 до 22.00 часов; определение астрономически дневного (светлого) и ночного (темного) времени по трассе полета, а также времени сумерек регулируется НПП ГА, НШС ГА.

3.6.4. Частая смена часовых поясов без адаптации режимов труда и отдыха экипажа (расписания полетов и условий отдыха и питания на эстафете в промежуточном аэропорту) к базовому времени, а также частая работа в биологически ночное время может привести к развитию десинхронозов.

В целях профилактики развития десинхронозов и заболеваний у членов экипажей рекомендуется:

а) расписание полетов составлять при активном участии совета трудового коллектива или полномочных представителей летного состава отряда с учетом условий трассы, при этом учитывать работоспособность экипажа в разное время суток (см. табл. 2);

б) при выполнении регулярных частых трансмеридианных полетов и пребывании в условиях сдвига часовых поясов на эстафете экипажу соблюдать распорядок дня по базовому времени;

в) выполнение трансмеридианных перелетов (с базы и обратно) с пересечением 5 и более часовых поясов без адаптации расписания к базовому времени (см. табл. 2) одному экипажу планировать не чаще двух раз в месяц (1 раз в две недели);

г) время нахождения экипажа в промежуточных аэропортах в условиях сдвига часовых поясов и изменения климатических зон сократить до минимума с обязательным полноценным сном перед вылетом не менее 8 часов;

д) ограничить количество полетов в биологически ночное время экипажа - не чаще 3 раз в месяц;

е) при выполнении трансмеридианных полетов по внутрисоюзным авиалиниям произвести перестановку экипажей восточных и западных аэропортов с таким расчетом, чтобы время сна экипажей на базе и в промежуточных аэропортах максимально совпадало с биологическим ночным, а время полета - с дневным базовым временем.

В свете изложенного не рекомендуется специализация авиаподразделений на выполнении только трансмеридианных полетов.