Обзор законопроектов
16 декабря 2022 года
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
ГД ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о защите русского языка.
Согласно документу при использовании русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации в сфере деятельности госорганов, судов, СМИ, кино, рекламы должны соблюдаться нормы современного русского литературного языка. Под нормами современного русского литературного языка предлагается понимать совокупность языковых средств и правила их использования, зафиксированные в нормативных словарях, справочниках и грамматиках. Порядок формирования и утверждения списка таких словарей, справочников и грамматик, требования к составлению нормативных словарей будет утверждаться Правительством РФ на основании предложений Правительственной комиссии по русскому языку.
Закрепляется недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях.
Предусматривается обязательная лингвистическая экспертиза текстов подготавливаемых проектов нормативных правовых актов в целях приведения их в соответствие с нормами современного русского литературного языка.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Инициаторы данного законопроекта предлагают ужесточить административную ответственность за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Максимальный штраф по такому правонарушению составит 3 тыс. руб.
Предлагается установить квалифицирующий признак за повторное совершение административного правонарушения, который будет предусматривать штраф в размере до 5 тыс. руб. или арест на 15 суток.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Цель законопроекта - повышение удовлетворенности потребителей услуг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций или лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, от реализации права на обращение в Банк России, защиты их интересов, а также стимулирование организаций к добросовестному и надлежащему исполнению обязанностей и оперативному решению проблем потребителей при их обращении в организацию.
Закрепляется право физлица на подачу обращения в Банк России о нарушении его прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц кредитной организацией, или некредитной финансовой организацией, или лицом, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке. Определяется процедура направления Банком России указанного обращения в соответствующую организацию для рассмотрения по существу.
Устанавливаются сроки и порядок рассмотрения обращений граждан кредитным рейтинговым агентством, микрофинансовой организацией, кредитной организацией, кредитным кооперативом, жилищным накопительным кооперативом, субъектом страхового дела, профессиональным участником рынка ценных бумаг, НПФ, управляющей компанией инвестиционного фонда, бюро кредитных историй, ломбардом, клиринговой организацией, организатором торговли, центральным депозитарием, операторами инвестиционной платформы, финансовой платформы или информационной системы, способы направления таких обращений и ответов на них, а также случаи, когда обращение не подлежит обязательному рассмотрению.
Законопроект разработан в целях поддержки граждан, заключивших договор потребительского кредита (займа) и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления им права на получение льготного периода исполнения обязательств по кредитному договору для восстановления платежеспособности.
Для этого разработчики проекта Закона предлагают дополнить Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" новой статьей, предусматривающей особенности изменения условий договора потребительского кредита (займа) по требованию заемщика.
За заемщиком, заключившим договор потребительского кредита (займа), размер которого не превышает определенного Правительством РФ значения, закрепляется право обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на срок до 6 месяцев, в течение которого заемщик вправе не вносить платежи по такому договору, при этом дата начала льготного периода не может отстоять более чем на месяц, предшествующий обращению с требованием. До установления Правительством РФ максимального размера кредита (займа) максимальный размер кредита, по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, устанавливается в размере:
- 1 млн. 600 тыс. руб. (эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу к рублю на дату выдачи) для договоров потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которым обеспечены залогом транспортного средства;
- 450 тыс. руб. (эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу к рублю на дату выдачи) для остальных договоров потребительского кредита (займа).
Уточняется, что право о предоставлении льготного периода может быть реализовано заемщиком однократно за время действия кредитного договора и при условии снижения доходов заемщика более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом заемщика, рассчитанным за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с требованием о предоставлении льготного периода.
Сведения о предоставлении заемщику льготного периода будут отражаться в его кредитной истории, но не будут ее ухудшать.
Законопроектом предлагается установить, что в течение льготного периода запрещается начисление неустойки (штрафов, пеней), обращение взыскания на предмет залога, обращение к поручителю заемщика. При этом в течение льготного периода на текущую задолженность заемщика будут начисляться проценты, что позволит исключить риски недополучения доходов кредиторами.
Также предлагается установить порядок внесения заемщиком платежей как в течение льготного периода, так и после его окончания.
Корреспондирующие изменения планируются в Федеральные законы от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Данный законопроект разработан в целях обеспечения безопасности объектов теплоснабжения и водоснабжения, которые относятся к числу критически важных объектов.
Предлагается ввести запрет для юрлиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на иностранных территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Федеральный государственный контроль (надзор), осуществляемый ФССП России в отношении коллекторов-профессионалов, предлагается распространить на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан.
В частности, на ФССП России предлагается возложить полномочия по ведению государственного реестра профессиональных коллекторских организаций, а также перечня кредитных и микрофинансовых организаций, которые занимаются коллекторской деятельностью. Перечень будет размещаться на официальном сайте ФССП России.
Кредитные и микрофинансовые организации, которые работают с просроченной задолженностью физлиц, будут обязаны осуществлять запись всех случаев взаимодействия с должниками и иными лицами при помощи специального оборудования. Устанавливается обязанность по хранению записей в течение 3 лет. При этом подконтрольные организации должны будут направлять в ФССП России уведомление о начале взаимодействия с должником с копиями документов, подтверждающих наличие оборудования и программного обеспечения.
Кроме того, ФССП России сможет ограничивать любое взаимодействие с должником сроком на 60 дней.
ЖИЛИЩЕ
Законопроект подготовлен в целях устранения правовой неопределенности в части определения даты завершения процедуры изменения назначения помещения, а также обеспечения единообразия правоприменительной практики.
Так, планируется установить, что моментом завершения процедуры перевода помещения будет считаться день внесения записи в ЕГРН. При этом в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изменении назначения помещения орган, осуществляющий перевод помещений, обязан будет уведомить об этом территориальный орган регистрации прав.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
ГД ФС РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект о разработке внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан.
Предусматривается выделение категории споров в рамках обязательного пенсионного страхования, рассмотрение которых планируется возложить на финансового уполномоченного.
Речь идет о случаях незаконного перевода пенсионных накоплений, когда потребитель заявляет требование о возврате средств пенсионных накоплений предыдущему страховщику в связи с незаключением договора об обязательном пенсионном страховании по тому основанию, что заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд и договор об обязательном пенсионном страховании подписаны незастрахованным лицом.
Рассмотрение такого обращения будет возможным только в случае, если оно направлено до установления заявителю накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.
Кроме того, предлагается исключить ограничения по сумме в 500 тыс. руб. в отношении требований потребителей финансовых услуг к негосударственным пенсионным фондам.
ФИНАНСЫ
На основании первых результатов, полученных при проведении пилотного проекта о едином налоговом платеже, депутаты ГД ФС РФ предложили ряд изменений в целях совершенствования нового механизма уплаты налогов и их учета налоговыми органами.
В частности, предлагается исключить из НК РФ такое понятие, как "сумма излишне уплаченного налога". Уточняется порядок расчета пеней в случае доначисления сумм налогов за периоды до 1 января 2023 года по решению налогового органа и в случае предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки. Предусматривается порядок возврата денежных средств в размере положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в случае его смерти.
Кроме того, уточняются отдельные положения НК РФ, регулирующие вопросы формирования совокупной обязанности налогоплательщика, возврата денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, порядка формирования "входящего" сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года.
ГД ФС РФ одобрила в первом чтении законопроект о порядке подтверждения нулевой ставки НДС при реализации товаров на территории иностранного государства.
Устанавливается возможность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации российскими организациями или индивидуальными предпринимателями иностранным физлицам товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территории иностранных государств в таможенной процедуре экспорта.
Для получения льготы необходимо будет предоставить сведения из декларации на товары, счета на их оплату, содержащие в т.ч. сведения о количестве товаров и об их стоимости, об адресе доставки, сведения из договора аренды склада на территории иностранного государства, с которого реализуются вышеуказанные товары.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В целях приведения норм Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в соответствие с положениями Федерального закона "Об охране окружающей среды" планируется предусмотреть внесение сведений в ЕГРН о лесопарковых зеленых поясах путем дополнения сведений реестра границ ЕГРН новым видом сведений о таких поясах без их отнесения к числу зон с особыми условиями использования территории.
Законопроектом предлагается закрепить необходимость подготовки в качестве приложения к решению об установлении границ лесопаркового зеленого пояса, а также к решению об изменении границ лесопаркового зеленого пояса графического описания местоположения границ такого пояса, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Кроме того, подготовлены изменения, касающиеся вопросов, связанных с внесением в ЕГРН сведений о границах ТОР.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Правительство РФ предлагает ввести институт пробации в отношении осужденных.
Целями пробации являются коррекция социального поведения, ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация осужденных и освобожденных из мест лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.
Таким категориям граждан будут помогать в решении вопросов трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем. Кроме того, предусматривается оказание медицинской, психологической и юридической помощи.
Согласно законопроекту для каждого осужденного будет подбираться индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации в зависимости от обстоятельств и характеристики личности. Предусматриваются три вида пробации: исполнительная - для осужденных, наказание которых не связано с изоляцией от общества, пенитенциарная - для заключенных перед их освобождением, постпенитенциарная - для тех, кто уже вышел на свободу.
ФСИН России планируется наделить полномочиями по ведению единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация, и статистического учета в сфере пробации.
Также законопроектом определяются правовые, организационные основы деятельности органов, осуществляющих пробацию, уточняются права, обязанности и полномочия учреждений и организаций, осуществляющих пробацию, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества, СМИ, общественными организациями.
В целях предотвращения угроз, возникающих в сфере обеспечения биологической безопасности Российской Федерации, предлагается унифицировать объективные признаки составов диверсии и террористического акта (ст. ст. 205 и 281 Уголовного кодекса РФ), включив в них деяния, которые сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Законопроект подготовлен в целях совершенствования процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и проведения мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Так, разработчиками проекта Закона, в частности, предусматривается:
- расширение круга лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
- передача уполномоченным органам, реализующим мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, оригиналов документов, удостоверяющих права на ранее учтенные объекты недвижимости и оформленных до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, хранящихся в настоящее время в Росреестре;
- закрепление за органами местного самоуправления функций по представлению заявлений о постановке объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, в случае если проведенные мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, а также по обращению к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в случае, если объект недвижимости является выморочным имуществом;
- наделение органов местного самоуправления полномочиями по подаче заявления на проведение учетно-регистрационных действий в случае прекращения существования объекта недвижимости вследствие стихийных бедствий или в связи с наступлением чрезвычайной ситуации;
- установление возможности осуществления государственного кадастрового учета здания, сооружения, помещения, в отношении которых органами местного самоуправления представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, на основании декларации об объекте недвижимости без подготовки технического плана.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ