Защита предпенсионеров

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита предпенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обязательная доля в наследстве для лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации
(Цокур Е.Ф.)
("Наследственное право", 2021, N 3)
Некоторые эксперты принятые законодательные поправки о включении лиц предпенсионного возраста в категорию, которая претендует на обязательную долю в наследстве, подвергли критике <5>. Защита отдельных категорий наследников через выделение им обязательной доли из наследственной массы является важным механизмом защиты особо нуждающихся в этом лиц, но при этом отмечается, что порядок расчета обязательной доли неэффективен и несправедлив, так как размер ее зависит от общего числа законных наследников <6>. Например, в завещании не был упомянут супруг предпенсионного возраста, после смерти супруги он получит половину обязательной доли, но в случае, если у супружеской пары имелись дети, то обязательная доля супруга предпенсионного возраста суммарно станет меньше. В таких ситуациях степень защиты предпенсионера зависит от количества претендентов на наследство. Возникают справедливые вопросы: должен ли расчет обязательной доли зависеть от общего числа наследников по закону, возможно ли определить фиксированный размер обязательной доли, который бы выражался в количестве МРОТ? - такой подход в большей степени учитывает интересы предпенсионеров.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"
3.1. Само по себе упоминание о лицах предпенсионного возраста как одной из категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, содержалось еще в первоначальной редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом обеспечение дополнительных гарантий содействия занятости таких граждан осуществлялось, в частности, путем создания для них дополнительных рабочих мест, а также организации их обучения по специальным программам (пункт 1 статьи 13). Кроме того, для граждан, общий трудовой стаж которых давал право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, а по предложению государственной службы занятости населения им предоставлялась также возможность досрочного, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выхода на пенсию (статья 35). В то же время критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста данным Законом Российской Федерации изначально установлены не были.
Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ
(ред. от 12.12.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"
10. Обмен информацией между Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями в целях предоставления гражданам предпенсионного возраста, под которым понимается предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет, налоговых льгот и (или) мер социальной защиты (поддержки) и социальной помощи, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.