Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 19 "Право на медицинскую помощь" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 7 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 19 "Право на медицинскую помощь" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страховании, применяется законодательство о защите прав потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права пациентов по договору возмездного оказания медицинских услуг: некоторые аспекты
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В гражданско-правовой науке под правом, принадлежащим какому-либо субъекту, понимается определенная законом мера дозволенного (возможного) поведения лица, предоставленного ему нормой права <1>. Основополагающими актами, закрепляющими права пациентов при заключении договора возмездного оказания медицинских услуг, выступают Гражданский кодекс Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 323); Закон Российской Федерации (далее также - РФ) от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" <4>; Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг <5>, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила N 1006).
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В гражданско-правовой науке под правом, принадлежащим какому-либо субъекту, понимается определенная законом мера дозволенного (возможного) поведения лица, предоставленного ему нормой права <1>. Основополагающими актами, закрепляющими права пациентов при заключении договора возмездного оказания медицинских услуг, выступают Гражданский кодекс Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 323); Закон Российской Федерации (далее также - РФ) от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" <4>; Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг <5>, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила N 1006).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В соответствии с законодательством о защите прав потребителей медицинские организации (исполнители услуг) обязаны оказывать услуги надлежащего качества. В противном случае застрахованное лицо имеет право на предъявление иска медицинскому учреждению, в том числе иска о материальном возмещении причиненного некачественной услугой вреда, а также морального вреда. И такие споры, связанные с оказанием медицинских услуг ненадлежащего качества и взыскании штрафов, на практике получили распространение, о чем свидетельствует систематизация судебных актов, принятых в разные периоды (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 01.02.2022 по делу N 33-2154/2022; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 по делу N 33-2286/2019).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.