Защита прав граждан на обращения и информацию

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав граждан на обращения и информацию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 333.19 "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
ВС РФ пришел к выводу, что гражданин обратился в суд за защитой, по его мнению, нарушенного ОМВД России и администрацией права на получение информации о репрессированных родственниках, предъявил ряд взаимосвязанные между собой требований с целью возложить обязанность на административных ответчиков осуществить действия, необходимые для реабилитации родственников в порядке, установленном Законом РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". Несмотря на то, что требования были предъявлены к двум административным ответчикам, один из которых является органом местного самоуправления, второй - структурным подразделением территориального органа федерального органа власти, требования имеют неимущественный характер и один предмет спора, поэтому при подаче административного иска на основании абз. 2 подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб.
Позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ: Свобода договора ограничена в отношениях с потребителем
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 421, п. 2 ст. 428, ст. 811 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
Однако суды не учли, что договор об оказании услуг связи является типовым (с заранее определенными в нем условиями), следовательно, гражданин как сторона договора был лишен возможности влиять на его содержание. Это и послужило поводом для обращения за защитой нарушенных прав.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)
Автор утверждает, что стала жертвой жестокого, бесчеловечного и унижающего ее достоинство обращения вследствие законодательного запрета на проведение абортов, поскольку в Ирландии ей было отказано, в частности, в необходимых ей медицинских услугах и психологической поддержке; что она была вынуждена выбирать между продолжением вынашивания умирающего плода и прерыванием беременности за рубежом; и поскольку она стала жертвой усиленной стигматизации. Государство-участник отклоняет утверждение автора, в частности, доводами о том, что упомянутый запрет призван обеспечивать баланс между коллидирующими правами плода и женщины; что ее жизни ничто не угрожало; и что ни одно лицо или представитель государства не были причастны к каким-либо произвольным процессам принятия решений или "нарушениям", которые бы стали причиной жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения либо способствовали этому. Государство-участник также утверждает, что его законодательная база гарантирует права граждан на получение информации об услугах по проведению абортов за рубежом (пункт 7.3 Соображения).
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.2024 N 2-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.О. Вильке"
При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования само по себе обращение в государственный орган (орган местного самоуправления), а тем более в суд - даже с учетом возможного риска причинения вреда правам и свободам лиц, с которыми связана содержащаяся в обращении информация, - будучи конституционно необходимым средством защиты частных и публичных интересов, обусловленным целью получения содействия в реализации прав и свобод обратившегося гражданина или прав и свобод других лиц, не может рассматриваться как неправомерное распространение (разглашение) информации (определения от 5 декабря 2019 года N 3272-О и от 26 марта 2020 года N 540-О).