Защита персональных данных в медучреждении

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита персональных данных в медучреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)
Персональными данными могут признаваться сведения не только о живом, но и об умершем физическом лице. Данный вывод следует из положений ст. 9 Закона о персональных данных, в которой говорится, что "в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни". Материалы судебной практики демонстрируют актуальность вопроса об обеспечении надлежащей защиты персональных данных умерших лиц. В ряде случаев организация на основании достигнутых с медицинскими учреждениями договоренностей на безвозмездную перевозку тел умерших получает приоритетный доступ к персональным данным умерших и их родственников, что дает ей возможность в первоочередном порядке предлагать свои услуги родственникам умерших. И хотя судами данная ситуация рассматривается преимущественно через призму законодательства о защите конкуренции (см. Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 г. по делу N А50-2319/2014, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2013 г. по делу N А60-25035/2012; решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 декабря 2014 г. по делу N А10-4767/2014, Арбитражного суда Свердловской области от 26 декабря 2013 г. по делу N А60-22167/2013), она неплохо иллюстрирует возможную ценность персональных данных умерших лиц и возможное их использование для вторжения в личную сферу родственников умершего и причинения им моральных страданий.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.07.2022 N 31-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 11 и 12 части 1 статьи 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Ф."
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", принятый в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2), определил, что по общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 10 данного Федерального закона, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается. Одним из исключений, допускающих обработку указанных специальных категорий персональных данных, в том числе в отсутствие письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку, является возможность обработки персональных данных в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну (пункт 4 части 2 статьи 10). Это исключение, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан только лишь в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность персональных данных обеспечивается врачебной тайной (определения от 16 июля 2013 года N 1176-О и от 9 июня 2015 года N 1275-О).
Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1656
(ред. от 14.12.2021)
"Об утверждении Правил ведения Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации"
7. Министерство здравоохранения Российской Федерации и федеральное казенное учреждение "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" обеспечивают конфиденциальность сведений, содержащихся в Федеральном регистре, а также хранение и защиту таких сведений в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".