Установление административного надзора при условно-досрочном освобождении

Подборка наиболее важных документов по запросу Установление административного надзора при условно-досрочном освобождении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88а-34636/2022 по делу N 2а-437/2022
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.
В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)
Отметим, что на современном этапе развития нашего общества все чаще применяются меры наказания, не связанные с лишением свободы, что говорит о некоторой гуманизации уголовных наказаний. Однако часть осужденных, к которым применялась мера наказания без лишения свободы, восприняла подобное стремление уголовной политики как либерализацию и, оставаясь бесконтрольно на свободе, продолжила совершать противоправные деяния. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа осужденных, совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания. Возросло и число тех, кто вновь встал на преступный путь, имея неснятую и непогашенную судимость. Ко многим из них было бы полезно применять административный надзор, однако действующее законодательство сделать это в полной мере не всегда позволяет, поскольку учитывает законодательные основания возможности установления административного надзора, которые требуют соответствующих пояснений. Во-первых, полагаем, что не следует связывать судимость за умышленное преступление только с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Во-вторых, считаем необходимым поддержать мнение, касающееся возможности допустить применение административного надзора за некоторые виды совершения повторных преступлений (кражу, мошенничество и т.п.): при условно-досрочном освобождении - на неотбытый срок наказания, при условном осуждении - на период испытательного срока <4>.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
При установлении административного надзора не подлежат учету административные правонарушения, указанные в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послужившие основанием для отмены условно-досрочного освобождения с исполнением оставшейся неотбытой части наказания в виде лишения свободы или замены наказания, не связанного с лишением свободы, другим видом наказания (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 6 статьи 53.1, статья 54, часть 7 статьи 79 УК РФ, часть 2 статьи 29, часть 5 статьи 46, часть 5 статьи 58, часть 5 статьи 60.2, статья 60.17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р
(ред. от 27.05.2023)
<О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года>
совершенствование взаимодействия с органами внутренних дел по вопросам установления административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, обмена информацией при условно-досрочном освобождении, задержания лиц, находящихся в розыске, обеспечения стабильного функционирования системы железнодорожного конвоирования, а также по вопросам профилактики противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы.