Социальная пенсия иностранным гражданам
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальная пенсия иностранным гражданам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Таким образом, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, являющийся инвалидом, имеет право на социальную пенсию по инвалидности при условии его постоянного проживания на территории Российской Федерации."
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.05.2024 N 33-21085/2024 (УИД 77RS0011-02-2023-002611-05)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании утратившим право пользования жилым помещением; 2) О снятии с регистрационного учета; 3) О нечинении препятствий в пользовании квартирой.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире, в которой зарегистрирован ответчик - племянник истца, последний в квартире не проживает, коммунальные услуги не оплачивает. Встречный иск мотивирован тем, что квартира является единственным жильем истца, из-за конфликтных отношений сторон истец вынужден проживать на даче.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Обращение в органы МФЦ в 2016 и 2018 гг. за получением региональной социальной доплаты также не подтверждает факт проживания А.А. в квартире по адресу: <...> и <...>, поскольку в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП (ред. от 23.12.2015 г.) "О региональной социальной доплате к пенсии" (вместе с "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии") место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании утратившим право пользования жилым помещением; 2) О снятии с регистрационного учета; 3) О нечинении препятствий в пользовании квартирой.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он зарегистрирован и проживает в муниципальной квартире, в которой зарегистрирован ответчик - племянник истца, последний в квартире не проживает, коммунальные услуги не оплачивает. Встречный иск мотивирован тем, что квартира является единственным жильем истца, из-за конфликтных отношений сторон истец вынужден проживать на даче.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано.Обращение в органы МФЦ в 2016 и 2018 гг. за получением региональной социальной доплаты также не подтверждает факт проживания А.А. в квартире по адресу: <...> и <...>, поскольку в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП (ред. от 23.12.2015 г.) "О региональной социальной доплате к пенсии" (вместе с "Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии") место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком случае получают пенсию иностранные граждане, в том числе граждане СНГ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом минимальный срок постоянного проживания на территории РФ в целях назначения иностранным гражданам социальной пенсии по старости составляет 15 лет. Однако данная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории РФ имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства (п. 6 ст. 5, пп. 5 п. 1 ст. 11, п. 3.2 ст. 24 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом минимальный срок постоянного проживания на территории РФ в целях назначения иностранным гражданам социальной пенсии по старости составляет 15 лет. Однако данная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории РФ имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства (п. 6 ст. 5, пп. 5 п. 1 ст. 11, п. 3.2 ст. 24 Закона N 166-ФЗ).
Ситуация: Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане, по общему правилу, должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане, по общему правилу, должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.02.2023 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"2. С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"2. С 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 07.04.2025)7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Теперь остановимся на требованиях к качеству результата оказания информационных услуг. Действующее законодательство не предусматривает общих требований к качеству информации, однако содержит некоторые требования к информации в отдельных областях. Так, п. 1 ст. 10 Модельного закона "О праве на доступ к информации" закрепляет обязанность государственных органов и организаций, органов местного самоуправления обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации; ст. 4 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" говорит о достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закрепляет право граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды; ст. 4 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" закрепляет требования полноты, достоверности и актуальности информации о перемещениях иностранных граждан. Некоторые требования к качеству отдельных консультационных государственных услуг определены в нормативных документах. Так, в п. 4.7.1 ГОСТ Р 52142-2013 закреплено, что консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и предоставление социальных выплат, а также содействие в осуществлении мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, должны обеспечить клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Теперь остановимся на требованиях к качеству результата оказания информационных услуг. Действующее законодательство не предусматривает общих требований к качеству информации, однако содержит некоторые требования к информации в отдельных областях. Так, п. 1 ст. 10 Модельного закона "О праве на доступ к информации" закрепляет обязанность государственных органов и организаций, органов местного самоуправления обеспечивать достоверность и полноту предоставляемой информации; ст. 4 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" говорит о достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" закрепляет право граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды; ст. 4 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" закрепляет требования полноты, достоверности и актуальности информации о перемещениях иностранных граждан. Некоторые требования к качеству отдельных консультационных государственных услуг определены в нормативных документах. Так, в п. 4.7.1 ГОСТ Р 52142-2013 закреплено, что консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и предоставление социальных выплат, а также содействие в осуществлении мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, должны обеспечить клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
Ситуация: Каков порядок установления факта постоянного проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постоянное проживание иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ требуется, например, для назначения социальной пенсии (пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Постоянное проживание иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ требуется, например, для назначения социальной пенсии (пп. 5 п. 1 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).
Вопрос: О праве граждан, проживающих за пределами РФ, на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ.
(Письмо Минтруда России от 24.03.2023 N 19-0/ООГ-157)Документ, подтверждающий факт нахождения в живых, оформленный на бумажном носителе нотариусом или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, направляется гражданином непосредственно в Социальный фонд России.
(Письмо Минтруда России от 24.03.2023 N 19-0/ООГ-157)Документ, подтверждающий факт нахождения в живых, оформленный на бумажном носителе нотариусом или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, направляется гражданином непосредственно в Социальный фонд России.
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данный вид социальной пенсии назначается следующим категориям лиц (пп. 4, 5 п. 1, п. 4 ст. 11 Закона N 166-ФЗ; Приложение 1 к Закону N 166-ФЗ; Информация СФР):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Данный вид социальной пенсии назначается следующим категориям лиц (пп. 4, 5 п. 1, п. 4 ст. 11 Закона N 166-ФЗ; Приложение 1 к Закону N 166-ФЗ; Информация СФР):
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3) пенсию на территории РФ (с некоторыми ограничениями, в частности для получения права на социальную пенсию нетрудоспособные иностранные граждане должны проживать постоянно на территории РФ не менее 15 лет);
Статья: К вопросу о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
(Булатов Т.Р., Игнатьева С.В.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Что касается группы социально-экономических прав иностранных граждан на территории Российской Федерации, включающих их право на труд и отдых, образование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и др., то надо отметить, что они и в этом случае имеют равенство прав с гражданами России, например, это касается области трудовых отношений, на что указывает в своих исследованиях ряд ученых <3>.
(Булатов Т.Р., Игнатьева С.В.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Что касается группы социально-экономических прав иностранных граждан на территории Российской Федерации, включающих их право на труд и отдых, образование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и др., то надо отметить, что они и в этом случае имеют равенство прав с гражданами России, например, это касается области трудовых отношений, на что указывает в своих исследованиях ряд ученых <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Роль и значение страховой пенсии в структуре доходов пожилых граждан России переоценить невозможно. Страховая пенсия - это один важнейших видов социального обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, достигших нормативного пенсионного возраста и сформировавших себе страховую пенсию за период прошлой трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Роль и значение страховой пенсии в структуре доходов пожилых граждан России переоценить невозможно. Страховая пенсия - это один важнейших видов социального обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, достигших нормативного пенсионного возраста и сформировавших себе страховую пенсию за период прошлой трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности.
Статья: Право частной собственности как "видоизмененное" право личной собственности в экономико-правовой парадигме
(Белова Т.В.)
("Право и экономика", 2024, N 1)В отличие от этого, рассматривая варианты классификации права частной собственности, можно было бы остановиться на таком критерии, как статус субъектов собственности, представленных либо гражданами Российской Федерации, либо иностранными гражданами. Так, например, у иностранных граждан отсутствует возможность приобретения на праве собственности отдельных объектов, включая земельные участки на приграничных территориях, а также право на получение выплачиваемых государством пособий, пенсий и прочих средств как социальных оснований приобретения права собственности. Или, к примеру, определенное отличие, скорее всего с точки зрения осуществления и управления правом собственности, будет проявляться в отношении имущества, принадлежащего гражданину либо лицу, признаваемому недееспособным, безвестно отсутствующим, несовершеннолетним. В отношении последних реализация принадлежащего им самим права собственности происходит посредством действия третьих лиц - опекунов, попечителей, доверительных управляющих. Это, в свою очередь, означает, что именно данные лица фактически реализуют правомочия собственника, будучи ограничены при этом предусмотренными законом пределами. Еще одним критерием классификации права частной собственности выступает несение лицом ответственности и выполнение им обязанности за счет принадлежащего имущества. С точки зрения публичных обязанностей, заключающихся в уплате налогов, иных обязательных платежей, разница между субъектами будет сводиться лишь к правовому статусу лица: индивидуальные предприниматели уплачивают налогов больше, чем граждане. Однако это вовсе не означает, что указанный признак целесообразно облечь в форму критерия, поскольку оплата таких налогов может происходить далеко не за счет средств либо имущества, получаемого от предпринимательской деятельности, а за счет любых иных имеющихся источников и доходов, прежде всего с целью исключения образования задолженности.
(Белова Т.В.)
("Право и экономика", 2024, N 1)В отличие от этого, рассматривая варианты классификации права частной собственности, можно было бы остановиться на таком критерии, как статус субъектов собственности, представленных либо гражданами Российской Федерации, либо иностранными гражданами. Так, например, у иностранных граждан отсутствует возможность приобретения на праве собственности отдельных объектов, включая земельные участки на приграничных территориях, а также право на получение выплачиваемых государством пособий, пенсий и прочих средств как социальных оснований приобретения права собственности. Или, к примеру, определенное отличие, скорее всего с точки зрения осуществления и управления правом собственности, будет проявляться в отношении имущества, принадлежащего гражданину либо лицу, признаваемому недееспособным, безвестно отсутствующим, несовершеннолетним. В отношении последних реализация принадлежащего им самим права собственности происходит посредством действия третьих лиц - опекунов, попечителей, доверительных управляющих. Это, в свою очередь, означает, что именно данные лица фактически реализуют правомочия собственника, будучи ограничены при этом предусмотренными законом пределами. Еще одним критерием классификации права частной собственности выступает несение лицом ответственности и выполнение им обязанности за счет принадлежащего имущества. С точки зрения публичных обязанностей, заключающихся в уплате налогов, иных обязательных платежей, разница между субъектами будет сводиться лишь к правовому статусу лица: индивидуальные предприниматели уплачивают налогов больше, чем граждане. Однако это вовсе не означает, что указанный признак целесообразно облечь в форму критерия, поскольку оплата таких налогов может происходить далеко не за счет средств либо имущества, получаемого от предпринимательской деятельности, а за счет любых иных имеющихся источников и доходов, прежде всего с целью исключения образования задолженности.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Вместо системы надбавок и льгот была сформирована единая пенсионная система, которая предполагала соблюдение дифференцированного порядка условий и норм пенсионного обеспечения. Критерием дифференциации при этом признавался труд и результаты труда, то есть государством было установлено два вида пенсий - трудовые и социальные [4]. Трудовая пенсия выплачивалась застрахованным гражданам на ежемесячной основе по причине нетрудоспособности с учетом получения необходимого рабочего стажа. Социальная пенсия выплачивалась на ежемесячной основе нетрудоспособным гражданам и не зависела от трудового стажа (например, пенсия по инвалидности, старости, потере кормильца). Особенностью новой пенсионной системы являлось то, что право на получение пенсии, помимо граждан РФ, имели все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в том числе - жители республик бывшего СССР, а также лица без гражданства и лица, которые временно проживали на территории РФ. В 1991 г. началось формирование территориальных органов Пенсионного фонда для повышения эффективности деятельности фонда, а основным источником финансирования деятельности фонда на данном этапе выступали заемные средства, предоставленные коммерческими банками.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Вместо системы надбавок и льгот была сформирована единая пенсионная система, которая предполагала соблюдение дифференцированного порядка условий и норм пенсионного обеспечения. Критерием дифференциации при этом признавался труд и результаты труда, то есть государством было установлено два вида пенсий - трудовые и социальные [4]. Трудовая пенсия выплачивалась застрахованным гражданам на ежемесячной основе по причине нетрудоспособности с учетом получения необходимого рабочего стажа. Социальная пенсия выплачивалась на ежемесячной основе нетрудоспособным гражданам и не зависела от трудового стажа (например, пенсия по инвалидности, старости, потере кормильца). Особенностью новой пенсионной системы являлось то, что право на получение пенсии, помимо граждан РФ, имели все иностранные граждане, проживающие на территории РФ, в том числе - жители республик бывшего СССР, а также лица без гражданства и лица, которые временно проживали на территории РФ. В 1991 г. началось формирование территориальных органов Пенсионного фонда для повышения эффективности деятельности фонда, а основным источником финансирования деятельности фонда на данном этапе выступали заемные средства, предоставленные коммерческими банками.
Статья: Вопросы реализации иностранным гражданином права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Наследственное право", 2024, N 4)В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 г. N АКПИ19-780 указано, что Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами. В свою очередь, национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иные критерии признания лица инвалидом. В силу этого нет правовых оснований для принятия Социальным фондом России в целях назначения пенсии по инвалидности документов, выданных иностранным государством. Следовательно, не будет и оснований признания права такого гражданина на обязательную долю в наследственном имуществе.
(Фрик О.В.)
("Наследственное право", 2024, N 4)В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 г. N АКПИ19-780 указано, что Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами. В свою очередь, национальное законодательство иностранных государств может предусматривать иные критерии признания лица инвалидом. В силу этого нет правовых оснований для принятия Социальным фондом России в целях назначения пенсии по инвалидности документов, выданных иностранным государством. Следовательно, не будет и оснований признания права такого гражданина на обязательную долю в наследственном имуществе.