Смешанная пенсия

Подборка наиболее важных документов по запросу Смешанная пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.09.2021 N 88-7589/2021, 2-2760/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истице было отказано в перерасчете пенсии и установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решение: Отказано.
Принимая решение об отказе П. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормативно-правовыми актами указал, что кратковременное нахождение в районе Крайнего Севера в связи с командировкой, не свидетельствует о наличии смешанного стажа, дающего право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2023 N 88-13480/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком незаконно отказано в перерасчете размера страховой пенсии.
Решение: Отказано.
ООО "Газпром трансгаз Ухта", с которым истец состояла в трудовых отношениях, расположено в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Факт нахождения истца в командировке в районе Крайнего Севера носил временный характер и не свидетельствует о наличии у работника смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. Поскольку предусмотренных законом условий для перерасчета размера пенсии не имелось, исковые требования обоснованно оставлены без удовлетворения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Основное отличие положений комментируемой статьи от аналогичных норм НК Российской Федерации, содержащих указание на размеры тарифов страховых взносов, состоит в том, что установленный размер тарифа страховых взносов по ОПС распределяется на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии). При выборе застрахованных лиц в пользу смешанной системы формирования будущей пенсии за счет накопительной пенсии на финансирование последней идет 6% от установленного тарифа, остальное - на страховую пенсию.
Статья: Досрочное пенсионное обеспечение застрахованных лиц с семейными обязанностями
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2020, N 11)
Таким образом, северянкам пенсия может быть установлена досрочно при меньшем числе детей по сравнению с женщинами, трудившимися в иных районах и местностях. Однако им необходимо иметь не 15, а 20 лет страхового стажа. Отметим, что по общему правилу северянам пенсия первоначально устанавливалась по достижении женщинами 50, мужчинами 55 лет, если те и другие проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имели не менее 20 лет общего трудового стажа. Соответственно, льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных регионах. Частью 2 ст. 25 Закона N 4520-1 было установлено правило исчисления требуемого северного стажа для лиц, работавших в северных регионах с разным статусом. Пенсия им назначалась за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, к этим районам приравненных, считался за девять месяцев работы на Крайнем Севере. Идентичные нормы были воспроизведены впоследствии в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) и в ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Поскольку в них сохранилось упоминание о 15-летнем периоде работы на Крайнем Севере, а женщинам с детьми достаточно 12 лет такой работы, при назначении им досрочной пенсии суммирование стажа на разных территориях, предусмотренное ныне п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях, не производится. Так, если женщина проработала в северных регионах 20 лет, из них - 11 лет в районах Крайнего Севера и 9 лет - в местностях, к этим районам приравненных, пенсия как родившей двух детей с учетом смешанного стажа ей не полагается. Таким образом, женщины с детьми в свое время были поставлены в этом отношении в худшее положение по сравнению с северянами, не имеющими детей, у которых разный северный стаж суммируется. Дать логичное объяснение подобному юридическому казусу не представляется возможным <14>. В настоящее время указанное различие смягчается тем, что для остальных северян, включая женщин, не имеющих детей или родивших (усыновивших) лишь одного ребенка, пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях с учетом положений, согласно которым их пенсионный возраст постепенно будет повышаться до 60 лет.

Нормативные акты

Приказ Минфина России от 01.06.2023 N 80н
(ред. от 20.11.2023)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2023 N 74543)
По данному направлению расходов отражаются расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, производимые за счет остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета на осуществление единовременной денежной выплаты гражданам, получающим пенсию, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 года N 486 "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", доставку указанной выплаты, финансовое обеспечение указанной выплаты по исковым требованиям граждан на основании вступивших в законную силу решений судов.