Штраф за езду без страховки
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за езду без страховки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 N 88-351/2024 (УИД 69RS0002-01-2023-000611-39)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка проведения служебной проверки, неознакомление с материалами проверки, противоречивые выводы о совершенном им проступке в заключении служебной проверки и в представлении об увольнении, что свидетельствует о незаконном увольнении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Постановлениями по делу об административных правонарушениях от 02.04.2023 Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 рублей (неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует) и в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушение порядка проведения служебной проверки, неознакомление с материалами проверки, противоречивые выводы о совершенном им проступке в заключении служебной проверки и в представлении об увольнении, что свидетельствует о незаконном увольнении.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Постановлениями по делу об административных правонарушениях от 02.04.2023 Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 рублей (неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует) и в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказание в виде штрафа в размере 500 рублей (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке).
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 N 88-16641/2024 (УИД 13RS0025-01-2023-001738-40)
Категория спора: Купля-продажа имущества.
Требования покупателя: О признании договора незаключенным.
Обстоятельства: Установлено, что спорное транспортное средство помимо воли истца не выбывало из его владения, а ответчик длительное время пользовался спорным транспортным средством как своим собственным, осуществлял страхование гражданской ответственности при управлении спорным транспортным средством.
Решение: Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154, 218, 223, 420, 432, 433, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что спорное транспортное средство помимо воли С.Н. не выбывало из ее владения, а ответчик С.Е. длительное время пользовался спорным транспортным средством как своим собственным, осуществлял страхование гражданской ответственности при управлении спорным транспортным средством, оплачивал штрафы за совершение административных правонарушений, управляя им, пришел к выводу о том, что подписание договора купли-продажи транспортного средства от 23 сентября 2016 года не истцом, а иным лицом, не указывает на отсутствие воли собственника транспортного средства на его отчуждение и не свидетельствует о незаключенности договора при его фактическом исполнении, в связи с чем в удовлетворении иска отказал. При этом не принял признание иска ответчиком, полагая, что оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы взыскателей по исполнительным производствам, возбужденным в отношении С.Е.
Категория спора: Купля-продажа имущества.
Требования покупателя: О признании договора незаключенным.
Обстоятельства: Установлено, что спорное транспортное средство помимо воли истца не выбывало из его владения, а ответчик длительное время пользовался спорным транспортным средством как своим собственным, осуществлял страхование гражданской ответственности при управлении спорным транспортным средством.
Решение: Отказано.Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154, 218, 223, 420, 432, 433, 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что спорное транспортное средство помимо воли С.Н. не выбывало из ее владения, а ответчик С.Е. длительное время пользовался спорным транспортным средством как своим собственным, осуществлял страхование гражданской ответственности при управлении спорным транспортным средством, оплачивал штрафы за совершение административных правонарушений, управляя им, пришел к выводу о том, что подписание договора купли-продажи транспортного средства от 23 сентября 2016 года не истцом, а иным лицом, не указывает на отсутствие воли собственника транспортного средства на его отчуждение и не свидетельствует о незаключенности договора при его фактическом исполнении, в связи с чем в удовлетворении иска отказал. При этом не принял признание иска ответчиком, полагая, что оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы взыскателей по исполнительным производствам, возбужденным в отношении С.Е.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Автострахование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и управление транспортным средством без оформления полиса ОСАГО наказывается административным штрафом в размере 800 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, в соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и управление транспортным средством без оформления полиса ОСАГО наказывается административным штрафом в размере 800 руб.
Ситуация: Какая ответственность установлена за использование недействительного или поддельного полиса ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также водитель, имеющий недействительный полис ОСАГО, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 руб. за неисполнение установленной обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а также за управление ТС, если такое страхование заведомо отсутствует (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также водитель, имеющий недействительный полис ОСАГО, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 руб. за неисполнение установленной обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а также за управление ТС, если такое страхование заведомо отсутствует (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
(ред. от 04.11.2025)2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, -
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует.
Статья: Что делать, если работника лишили водительских прав?
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Кроме уплаты штрафа организации придется возместить ущерб всем пострадавшим лицам. Так, в силу ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик может применять регресс к виновнику ДТП, если за рулем был человек без права управления ТС. Ответственность за вред, причиненный работником, несет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). В результате страховая компания выплатит деньги пострадавшему, а потом взыщет их с организации.
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Кроме уплаты штрафа организации придется возместить ущерб всем пострадавшим лицам. Так, в силу ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик может применять регресс к виновнику ДТП, если за рулем был человек без права управления ТС. Ответственность за вред, причиненный работником, несет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). В результате страховая компания выплатит деньги пострадавшему, а потом взыщет их с организации.
Интервью: Ситуация стабилизировалась
("Современные страховые технологии", 2024, N 2)Данные статистики РСА в очередной раз показывают, что реформа индивидуализации тарифов ОСАГО работает, а система КБМ дает автовладельцам еще больший стимул ездить аккуратно и безаварийно, тем самым уменьшая стоимость своих полисов ОСАГО. Такие аккуратные водители являются привлекательными клиентами для всех страховых компаний.
("Современные страховые технологии", 2024, N 2)Данные статистики РСА в очередной раз показывают, что реформа индивидуализации тарифов ОСАГО работает, а система КБМ дает автовладельцам еще больший стимул ездить аккуратно и безаварийно, тем самым уменьшая стоимость своих полисов ОСАГО. Такие аккуратные водители являются привлекательными клиентами для всех страховых компаний.
Статья: Ключевые законопроектные инициативы в сфере страхования. Взгляд страховщика
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Предполагается, что эксперимент будет проходить в течение одного года без наложения штрафных санкций, но с уведомлением автовладельцев о фиксации факта управления транспортным средством (далее - ТС) без полиса ОСАГО.
(Чуб А.)
("Современные страховые технологии", 2024, N 6)Предполагается, что эксперимент будет проходить в течение одного года без наложения штрафных санкций, но с уведомлением автовладельцев о фиксации факта управления транспортным средством (далее - ТС) без полиса ОСАГО.
Статья: Особенности административно-правового регулирования использования электросамокатов. Правовые риски и пути их преодоления
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В западных странах электротранспорт появился раньше, чем в Российской Федерации. В связи с этим предстает возможность познакомиться с зарубежным опытом его эксплуатации. Например, во Франции максимальная скорость движения электросамоката составляет 25 км/час, при этом ездить по тротуарам запрещено; нельзя перевозить пассажиров, ездить в наушниках, а также парковаться в тех местах, где это будет мешать проходу пешеходов. Введены и штрафы: 135 евро - за выезд на тротуар и 1 500 - за превышение скорости. Обязательным является наличие страхового полиса - при его отсутствии владельца электросамоката ждет штраф до 3 750 евро. В Испании вопрос эксплуатации электрических самокатов доверен муниципальным властям. Собственные правила разработаны в Барселоне, Мадриде и Валенсии. Так, в Барселоне с помощью электротранспорта разрешено передвигаться лишь по велосипедным дорожкам, в Валенсии для парковки предназначены специальные велосипедные стойки, а в Мадриде водителям во время движения запрещено пользоваться наушниками. Во всех трех городах водители должны носить защитные шлемы. Законодательство Бразилии вопрос регулирования транспортной сферы также относит к компетенции муниципалитета. Так, в Сан-Паулу максимальная скорость движения электросамоката - 20 км/час, передвигаться на нем можно по велосипедным дорожкам, нельзя перевозить грузы, но самое главное - арендовать данный транспорт может лицо, достигшее совершеннолетия. В Германии выезжать на проезжую часть можно лишь в том случае, если электросамокат отвечает определенным параметрам: обязательное наличие руля, максимальная скорость не превышает 20 км/час, максимальная мощность - 500 Вт. В населенных пунктах передвигаться можно по велосипедным дорожкам, при отсутствии последних - по дорожному полотну; обязательно наличие страховки. В Швеции нельзя передвигаться по дорогам общего пользования на самокате, мощность которого превышает 250 Вт; максимальная скорость движения ограничена 20 км/час. В США, в отличие от многих европейских стран, разрешено ездить по тротуару, но при этом скорость самоката не должна превышать 20 км/час, а мощность - 750 Вт.
(Роженчикова Д.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)В западных странах электротранспорт появился раньше, чем в Российской Федерации. В связи с этим предстает возможность познакомиться с зарубежным опытом его эксплуатации. Например, во Франции максимальная скорость движения электросамоката составляет 25 км/час, при этом ездить по тротуарам запрещено; нельзя перевозить пассажиров, ездить в наушниках, а также парковаться в тех местах, где это будет мешать проходу пешеходов. Введены и штрафы: 135 евро - за выезд на тротуар и 1 500 - за превышение скорости. Обязательным является наличие страхового полиса - при его отсутствии владельца электросамоката ждет штраф до 3 750 евро. В Испании вопрос эксплуатации электрических самокатов доверен муниципальным властям. Собственные правила разработаны в Барселоне, Мадриде и Валенсии. Так, в Барселоне с помощью электротранспорта разрешено передвигаться лишь по велосипедным дорожкам, в Валенсии для парковки предназначены специальные велосипедные стойки, а в Мадриде водителям во время движения запрещено пользоваться наушниками. Во всех трех городах водители должны носить защитные шлемы. Законодательство Бразилии вопрос регулирования транспортной сферы также относит к компетенции муниципалитета. Так, в Сан-Паулу максимальная скорость движения электросамоката - 20 км/час, передвигаться на нем можно по велосипедным дорожкам, нельзя перевозить грузы, но самое главное - арендовать данный транспорт может лицо, достигшее совершеннолетия. В Германии выезжать на проезжую часть можно лишь в том случае, если электросамокат отвечает определенным параметрам: обязательное наличие руля, максимальная скорость не превышает 20 км/час, максимальная мощность - 500 Вт. В населенных пунктах передвигаться можно по велосипедным дорожкам, при отсутствии последних - по дорожному полотну; обязательно наличие страховки. В Швеции нельзя передвигаться по дорогам общего пользования на самокате, мощность которого превышает 250 Вт; максимальная скорость движения ограничена 20 км/час. В США, в отличие от многих европейских стран, разрешено ездить по тротуару, но при этом скорость самоката не должна превышать 20 км/час, а мощность - 750 Вт.
Ситуация: Что грозит за отсутствие полиса ОСАГО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За отсутствие у водителя при себе полиса ОСАГО (за исключением полиса в виде электронного документа) предусмотрено предупреждение или штраф 500 руб., за управление ТС водителем, не вписанным в полис, - штраф 500 руб. При этом если ответственность не застрахована владельцем или водителем ТС - штраф 800 руб., а если правонарушение совершено повторно - штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За отсутствие у водителя при себе полиса ОСАГО (за исключением полиса в виде электронного документа) предусмотрено предупреждение или штраф 500 руб., за управление ТС водителем, не вписанным в полис, - штраф 500 руб. При этом если ответственность не застрахована владельцем или водителем ТС - штраф 800 руб., а если правонарушение совершено повторно - штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.
Статья: Правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности: российский опыт и мировая практика
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Необходимо отметить, что возникают достаточно существенные проблемы правоприменения в данном направлении. Это касается и классификации устройств. Судебная практика демонстрирует противоречия: в 2024 году кассационные суды признали электросамокаты мощностью 600 Вт мопедами, несмотря на их маркировку как СИМ [1]. На правонарушителя - пользователя (владельца) таким электросамокатом распространяются, например, такие наказания, как штраф до 30 000 рублей за вождение в нетрезвом виде и лишение права управлять транспортными средствами до двух лет (за первое правонарушение). Также за оставление места ДТП владельцам таких электросамокатов грозит арест до 15 суток и лишение всех категорий прав на срок до полутора лет.
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Необходимо отметить, что возникают достаточно существенные проблемы правоприменения в данном направлении. Это касается и классификации устройств. Судебная практика демонстрирует противоречия: в 2024 году кассационные суды признали электросамокаты мощностью 600 Вт мопедами, несмотря на их маркировку как СИМ [1]. На правонарушителя - пользователя (владельца) таким электросамокатом распространяются, например, такие наказания, как штраф до 30 000 рублей за вождение в нетрезвом виде и лишение права управлять транспортными средствами до двух лет (за первое правонарушение). Также за оставление места ДТП владельцам таких электросамокатов грозит арест до 15 суток и лишение всех категорий прав на срок до полутора лет.