СанПиН для дошкольных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу СанПиН для дошкольных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поверка средств измерений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- средства измерений, применяемые для измерений характеристик среды обитания в детских дошкольных и других образовательных учреждениях, соблюдения в них санитарных правил и норм, а также для измерения характеристик среды в стерильных палатах и боксах лечебных учреждений;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- средства измерений, применяемые для измерений характеристик среды обитания в детских дошкольных и других образовательных учреждениях, соблюдения в них санитарных правил и норм, а также для измерения характеристик среды в стерильных палатах и боксах лечебных учреждений;
Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Разрешая размещение дошкольных образовательных организаций и групп присмотра и ухода за детьми в жилых помещениях многоквартирных домов, законодатель не учел простой житейской ситуации - дети есть дети. Они шумят, бегают, топают, кричат, смеются и плачут, их приводят и уводят родители. Это абсолютно правильно и нормально. И кроме как через подъезды домов, в квартиры не попасть. Детям необходимы прогулки и физическая активность. При существующей в наших домах шумоизоляции, вернее, при ее отсутствии, все соседи в доме будут в курсе происходящего. Чудесный п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, допускающий использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан, а также требований, которым должно отвечать жилое помещение, и только декларирующие возможность организации в жилых помещениях дошкольных образовательных организаций Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и вышеназванные СанПиНы фактически исключают возможность существования в жилых помещениях любых дошкольных образовательных организаций и групп по присмотру и уходу за детьми. Что же остается делать судьям? Ответ очевиден: следует применять закон, обладающий большей юридической силой.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)Разрешая размещение дошкольных образовательных организаций и групп присмотра и ухода за детьми в жилых помещениях многоквартирных домов, законодатель не учел простой житейской ситуации - дети есть дети. Они шумят, бегают, топают, кричат, смеются и плачут, их приводят и уводят родители. Это абсолютно правильно и нормально. И кроме как через подъезды домов, в квартиры не попасть. Детям необходимы прогулки и физическая активность. При существующей в наших домах шумоизоляции, вернее, при ее отсутствии, все соседи в доме будут в курсе происходящего. Чудесный п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, допускающий использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает прав и законных интересов других граждан, а также требований, которым должно отвечать жилое помещение, и только декларирующие возможность организации в жилых помещениях дошкольных образовательных организаций Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и вышеназванные СанПиНы фактически исключают возможность существования в жилых помещениях любых дошкольных образовательных организаций и групп по присмотру и уходу за детьми. Что же остается делать судьям? Ответ очевиден: следует применять закон, обладающий большей юридической силой.
Нормативные акты
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.4.1. Детские дошкольные учреждения
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.4.1. Детские дошкольные учреждения
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"Политика оптимизации сети образовательных организаций в стране затрагивает не только сельскую местность, но больнее всего ощущается именно на ней. Так, согласно сведениям Счетной палаты Российской Федерации, из 19,3 тысяч населенных пунктов с численностью населения от 301 человека до 1,5 тысяч жителей 9,5 тысяч населенных пунктов не имеют дошкольных образовательных организаций, а 6 тысяч населенных пунктов - организаций общего образования. При этом 691 населенный пункт находится на расстоянии от 25 до 50 км от ближайшей дошкольной образовательной организации, 591 населенный пункт - до ближайшей организации общего образования, 186 населенных пунктов - на расстоянии свыше 50 км от ближайшей дошкольной образовательной организации, 349 населенных пунктов - до ближайшей организации общего образования. Вследствие таких расстояний время, проведенное школьниками в пути до образовательной организации и обратно, превышает 30 минут, что нарушает нормы Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189.
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан"Политика оптимизации сети образовательных организаций в стране затрагивает не только сельскую местность, но больнее всего ощущается именно на ней. Так, согласно сведениям Счетной палаты Российской Федерации, из 19,3 тысяч населенных пунктов с численностью населения от 301 человека до 1,5 тысяч жителей 9,5 тысяч населенных пунктов не имеют дошкольных образовательных организаций, а 6 тысяч населенных пунктов - организаций общего образования. При этом 691 населенный пункт находится на расстоянии от 25 до 50 км от ближайшей дошкольной образовательной организации, 591 населенный пункт - до ближайшей организации общего образования, 186 населенных пунктов - на расстоянии свыше 50 км от ближайшей дошкольной образовательной организации, 349 населенных пунктов - до ближайшей организации общего образования. Вследствие таких расстояний время, проведенное школьниками в пути до образовательной организации и обратно, превышает 30 минут, что нарушает нормы Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189.
Статья: Учет работ по благоустройству территории образовательного учреждения в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 3)СанПиН 3.3686-21 относит организации, реализующие образовательные программы дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего общего образования, организации дополнительного образования для детей и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 3)СанПиН 3.3686-21 относит организации, реализующие образовательные программы дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего общего образования, организации дополнительного образования для детей и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к объектам, имеющим особое эпидемиологическое значение.
Ситуация: Можно ли отказаться от постановки ребенку пробы Манту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа от проведения ребенку пробы Манту необходимо заключение врача-фтизиатра об отсутствии у него заболевания туберкулезом для того, чтобы он был допущен в дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную организацию, организацию отдыха детей и их оздоровления, а также в медицинскую организацию при госпитализации в плановом порядке (п. 823 СанПиН 3.3686-21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа от проведения ребенку пробы Манту необходимо заключение врача-фтизиатра об отсутствии у него заболевания туберкулезом для того, чтобы он был допущен в дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную организацию, организацию отдыха детей и их оздоровления, а также в медицинскую организацию при госпитализации в плановом порядке (п. 823 СанПиН 3.3686-21).
Вопрос: Какие установлены требования к инсоляции жилых и общественных зданий?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В помещениях образовательных организаций, организаций здравоохранения и социального обслуживания населения должны быть обеспечены нормативные параметры инсоляции по таблице 5.59 с учетом п. п. 167, 168 СанПиН 1.2.3685-21, на групповых площадках дошкольных образовательных организаций, объектов спорта и физкультурно-оздоровительного назначения, зоны отдыха общеобразовательных организаций и школ-интернатов, зоны отдыха лечебно-профилактических организаций стационарного типа - по таблице 5.60 СанПиН 1.2.3685-21 (п. 7.9 СП 118.13330.2022 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В помещениях образовательных организаций, организаций здравоохранения и социального обслуживания населения должны быть обеспечены нормативные параметры инсоляции по таблице 5.59 с учетом п. п. 167, 168 СанПиН 1.2.3685-21, на групповых площадках дошкольных образовательных организаций, объектов спорта и физкультурно-оздоровительного назначения, зоны отдыха общеобразовательных организаций и школ-интернатов, зоны отдыха лечебно-профилактических организаций стационарного типа - по таблице 5.60 СанПиН 1.2.3685-21 (п. 7.9 СП 118.13330.2022 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр)).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков установлены СанПиН 2.4.7.960-00. Содержащиеся в них положения дополняются различными методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности соответствующей организации. Среди них следует назвать Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях (МР 2.4.0259-21), Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (МР 2.4.0242-21), Методические рекомендации "Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения" (МР 2.4.0130-18).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков установлены СанПиН 2.4.7.960-00. Содержащиеся в них положения дополняются различными методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности соответствующей организации. Среди них следует назвать Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях (МР 2.4.0259-21), Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (МР 2.4.0242-21), Методические рекомендации "Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения" (МР 2.4.0130-18).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в субъектах Российской Федерации, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 годах" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Изотова Г., Зайцев Д., Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<31> Например, Счетной палатой Республики Адыгея по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в Республике Адыгея, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 гг.", проведенного в 2025 году, отмечается, что в СанПиН 1.2.3685-21 установлено, что при проектной мощности дошкольной организации от 120 до 250 детей площадь музыкального зала должна быть не менее 50 кв. м. По всем объектам дошкольных организаций фактическая площадь музыкальных залов при норме не менее 50 кв. м составляет от 74,1 до 103,6 кв. м, что не противоречит требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
(Изотова Г., Зайцев Д., Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<31> Например, Счетной палатой Республики Адыгея по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в Республике Адыгея, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 гг.", проведенного в 2025 году, отмечается, что в СанПиН 1.2.3685-21 установлено, что при проектной мощности дошкольной организации от 120 до 250 детей площадь музыкального зала должна быть не менее 50 кв. м. По всем объектам дошкольных организаций фактическая площадь музыкальных залов при норме не менее 50 кв. м составляет от 74,1 до 103,6 кв. м, что не противоречит требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем суд указал, что меры охраны здоровья, предусмотренные комментируемым Законом, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в силу ч. 2 ст. 41 возложена непосредственно на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (СанПиН 2.4.1.3049-13), в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении. Указанные мероприятия согласно требованиям разд. XVIII СанПиН 2.4.1.3049-13 проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками. Исходя из изложенного, суд принял решение об обязании образовательного учреждения обеспечить в полном объеме медицинское обслуживание воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии с включением в штат образовательного учреждения медицинского работника (см. Определение Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу N 33-11499/2015).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем суд указал, что меры охраны здоровья, предусмотренные комментируемым Законом, содержат в своем перечне и иные виды медицинской помощи, организация которых (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в силу ч. 2 ст. 41 возложена непосредственно на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. Так, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (СанПиН 2.4.1.3049-13), в целях охраны здоровья детей, их полноценного воспитания, обучения и развития предусмотрены основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, обязанность по организации которых лежит на дошкольном учреждении. Указанные мероприятия согласно требованиям разд. XVIII СанПиН 2.4.1.3049-13 проводятся в дошкольных образовательных учреждениях только медицинскими работниками. Исходя из изложенного, суд принял решение об обязании образовательного учреждения обеспечить в полном объеме медицинское обслуживание воспитанников данного учреждения в рамках имеющейся лицензии с включением в штат образовательного учреждения медицинского работника (см. Определение Приморского краевого суда от 15.12.2015 по делу N 33-11499/2015).
Статья: Защита права на образование и охрану здоровья обучающихся детей в контексте добровольности туберкулинодиагностики
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Летом 2023 г. интерфейс реестра обязательных требований изменился, он ориентирован на работу исключительно по запросам пользователей и работает не вполне корректно. Так, на запрос "образование дошкольное" реестр выдает отдельные требования, относящиеся к среднему профессиональному образованию, специалитету или к образованию вообще, причем отдельные требования никак не могут быть отнесены к дошкольному образованию, например требования к обучению по заочной форме. Среди 50 011 обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором, Роспотребнадзором, Рострудом, Росздравнадзором <1>, значительная часть носит формальный характер, их соблюдение обеспечивается внесением в документы образовательной организации определенных сведений, например: "в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы" <2>. Многие требования сформулированы как комплексы, например: организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна выполнить требования к материально-техническим условиям реализации основной программы дошкольного образования, включающие требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами", а это тысячи требований санитарных норм и правил. Интересно, что оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований включена в предметы двух видов федерального государственного контроля (надзора): федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Стоит заметить также, что в предмет санитарно-эпидемиологического надзора включены требования к программам дошкольного образования.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Летом 2023 г. интерфейс реестра обязательных требований изменился, он ориентирован на работу исключительно по запросам пользователей и работает не вполне корректно. Так, на запрос "образование дошкольное" реестр выдает отдельные требования, относящиеся к среднему профессиональному образованию, специалитету или к образованию вообще, причем отдельные требования никак не могут быть отнесены к дошкольному образованию, например требования к обучению по заочной форме. Среди 50 011 обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором, Роспотребнадзором, Рострудом, Росздравнадзором <1>, значительная часть носит формальный характер, их соблюдение обеспечивается внесением в документы образовательной организации определенных сведений, например: "в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы" <2>. Многие требования сформулированы как комплексы, например: организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна выполнить требования к материально-техническим условиям реализации основной программы дошкольного образования, включающие требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами", а это тысячи требований санитарных норм и правил. Интересно, что оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований включена в предметы двух видов федерального государственного контроля (надзора): федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Стоит заметить также, что в предмет санитарно-эпидемиологического надзора включены требования к программам дошкольного образования.