Разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки

Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 08.11.2022 N 33-2402/2022 по делу N 2-25/2022
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании строения самовольной постройкой, обязании его снести.
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что разрешение на строительство дома ответчик не получал, дом возводится от других строений на расстоянии, нарушающем противопожарные требования.
Решение: Отказано.
С учетом изложенного, поскольку снос объекта недвижимости в понимании ст. 222 ГК РФ, главы 6.4 ГрК РФ, п. 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ХХ.ХХ.ХХ, является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между интересами сторон, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, то допущенные ответчиком нарушения не свидетельствуют о невозможности сохранения спорного дома при установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований о сносе возведенного ответчиком на принадлежащем ему земельном участке, имеющем разрешенное использование блокированная жилая застройка, блокированного жилого дома без разрешения на строительство.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 N 88-260/2022
Категория спора: Право собственности.
Требования: 1) О признании права собственности на дом; 2) О прекращении права собственности на имущество; 3) О признании объекта недвижимости жилым домом блокированной застройки.
Обстоятельства: Истцы указали, что являются долевыми собственниками объекта недвижимости и земельного участка. Между истцами было заключено соглашение о перераспределении земельного участка на два пропорциональных праву общей долевой собственности. Жилой дом состоит из двух обособленных жилых частей с разными входами. Истцы не приходятся друг другу родственниками. В жилом доме отсутствуют общие помещения, жилой дом не содержит в себе элементы многоквартирного дома.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами установлено возведение жилого дома на отведенном для этих целей земельном участке на основании соответствующего разрешения на строительство, право общей долевой собственности, на который было зарегистрировано в установленном порядке, при этом отсутствие разрешительной документации на строительство жилого дома блокированной застройки при наличии предусмотренных пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, не является само по себе основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на автономные жилые блоки за истцами и прекращения их долевой собственности на исходный жилой дом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
Как видно из приведенных определений, в настоящее время отсутствуют ограничения и по количеству этажей, и по количеству "блоков", и по количеству земельных участков под ними: они могут быть расположены каждый на своем земельном участке либо на одном общем. По сути это индивидуальный жилой дом, имеющий общую боковую стену или общие боковые стены с другим таким же домом или домами. Следует только оговориться, что в отличие от индивидуального жилого дома для дома блокированной застройки не установлено ограничение по этажности и на дом блокированной застройки требуется получение разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию.
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)
Таким образом, изначально позиция Минэкономразвития России была ориентирована скорее на регистрационное законодательство, чем на градостроительное. Независимо от того, требовалось или нет для раздела объекта недвижимости проведение строительных работ, предполагающих получение разрешения на строительство, для регистрации прав на новые объекты нужно было разрешение на ввод в эксплуатацию, а это означало, что раздел возможен лишь путем реконструкции. Такой подход крайне негативно сказывался на разделе жилых домов блокированной застройки, автомобильных дорог, инженерных сетей, для раздела которых строительных работ, регулируемых градостроительным законодательством, как правило, производить было не нужно. Однако впоследствии, возможно в связи со вступлением в силу Закона N 218-ФЗ, Минэкономразвития России заняло более гибкую позицию, указав, что если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не проводилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах "Заключение кадастрового инженера" технических планов могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этих зданий <29>. Таким образом, Минэкономразвития России уже различает процедуру реконструкции как вид градостроительной деятельности и раздел как кадастровую процедуру. И более того, допускает раздел без реконструкции при наличии заключения кадастрового инженера о возможности раздела без проведения строительных работ. Регистрация прав на образованные объекты недвижимости в этом случае будет производиться на основании технических планов, подготовленных кадастровым инженером.

Нормативные акты

Федеральный закон от 30.12.2021 N 476-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
6. Внесение изменений в выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на строительство жилых домов блокированной застройки, разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки и иные документы, в которых содержатся указания на создаваемые или созданные жилые дома блокированной застройки (в значении, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не требуется.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2459
(ред. от 19.06.2023)
"Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
ж) объем планируемых затрат на реализацию проекта жилищного строительства, включая затраты на проектирование объектов инфраструктуры, по предварительным расчетам застройщика и (или) организации не превышает совокупный объем собственных средств застройщика, планируемых к направлению на реализацию проекта жилищного строительства, и привлекаемых застройщиком средств, в том числе по кредитному договору в целях реализации проекта строительства одного или нескольких многоквартирных домов, и (или) домов блокированной застройки (если количество таких домов составляет 3 и более в одном ряду), и (или) индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса, строительство которых осуществляется застройщиком в пределах одного или нескольких разрешений на строительство в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - кредитный договор), и по договору займа со специализированным обществом, который предполагается заключить в соответствии с настоящим разделом;