Продажа на торгах объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа на торгах объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 N 66а-495/2024
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2023, которым отказано в признании недействующим постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16.02.2023 N 56 "О порядке выкупа в собственность Республики Северная Осетия - Алания объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление не исключает возможность организации продажи ОКН с публичных торгов в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, оно лишь регламентирует процедуру одного из способов изъятия ОКН.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2022 по делу N 33-47619/2022
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании заключить соглашение о выкупе объекта культурного наследия.
Обстоятельства: Истец указал, что принадлежащий ему объект культурного наследия был изъят, он несет бремя содержания и является плательщиком налога на фактически уже не принадлежащее ему имущество, истцом в адрес ответчиков направлен проект соглашения, но в установленный срок ответ не получен.
Решение: Отказано.
Поскольку требований о прекращении права собственности и перехода права собственности не заявлено и правового обоснования не имеется, учитывая, что основанием для перехода права собственности к иному лицу от собственника объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" может выступать либо соглашение о выкупе объекта культурного наследия, либо договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, суд указал, что постановленное решение Останкинского районного суда адрес не может являться основанием для внесения записи в ЕГРН об изменении права собственности на объект культурного наследия, хотя и обязывает собственника и уполномоченные органы государственной власти заключить соответствующее соглашение, определив порядок, размер и условия выплаты выкупной цены с учетом правил, установленных действующим законодательством.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Ограничения и обременения права собственности и исключительного права
(Сагдеева Л.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 3)
2. Помимо положений ст. 240 ГК РФ, нормативным основанием иска выступают положения ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в соответствии с которой в случае, если собственник не выполняет требований к сохранению объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в судебном порядке может быть поставлен вопрос об изъятии у него бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия путем выкупа или организации его продажи с публичных торгов. Угроза сохранности объекта культурного наследия или сохранения им своего назначения должна быть реальной [72].
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая"
(постатейный)
(Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
5. Комментируемая статья предусматривает два варианта изъятия имущества - принудительный выкуп государством или реализация вещи с публичных торгов. При этом не определено, что понимается в данном случае под "государством". Исходя из специального законодательства, в зависимости от значимости объекта и формального отнесения к определенной категории путем включения в соответствующий реестр, требование о выкупе может предъявить как уполномоченный федеральный орган, так и региональные органы, в задачи которых входит охрана объектов культурного наследия. При реализации с публичных торгов приобретателем вещи может стать любой субъект гражданского оборота.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.";
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2024 года"Положениями пунктов 4 и 4.2 статьи 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, в частности, что социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Федерального закона; обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств; в случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг) (пункт 4); после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой же статьи; в случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой же статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления; в случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета (пункт 4.2).