Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 49 "Предоставление жилого помещения по договору социального найма" ЖК РФ"Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь подлежащими применению нормами статей 49, 52, 53, 55, 57, 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, Законом Республики Коми от 10 ноября 2005 г. N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущим для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми", исходил из того, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма, при отсутствии факта признания истцов малоимущными и при отсутствии наличия реальной угрозы для жизни и здоровья истцов при проживании в жилом помещении оснований для удовлетворения требований не имеется."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 N 88-10334/2024
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец с составом семьи из 4 человек состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Оспариваемым решением он был снят с учета. Жилищная комиссия установила, что истцу и его супруге принадлежит на праве собственности доля в праве общей долевой собственности на квартиру. По мнению истца, решение является незаконным, так как многоквартирный дом, в котором расположена квартира, является аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, площадь квартиры не должна учитываться при определении нуждаемости.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ следует, что приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Жилищное право"
(12-е издание, переработанное и дополненное)
(Крашенинников П.В.)
("Статут", 2020)
Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного регулирования согласно ст. 14 ЖК РФ. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, связанные с муниципальным жилищным фондом, в том числе с признанием граждан малоимущими, ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядком предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда специализированного использования, предоставлением в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и еще, кроме того, вопросы, связанные с принятием в установленном порядке решений о переводе помещений в жилые или нежилые помещения, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, признанием жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)
Пункт 6 комментируемой статьи Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 473 дополнен указанием на то, что в функции указанных органов входит признание ими в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)
В другом деле судом было отказано в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования о выселении Е. и членов ее семьи из признанного непригодным для проживания жилого помещения, оборудованного центральным отоплением, в жилое помещение с печным отоплением. При этом суд указал, что хотя предложенное для переселения жилое помещение с печным отоплением и является благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта, в котором уровень благоустройства центральным теплоснабжением муниципального жилищного фонда достигнут только в 24,74% жилых помещений, однако данное жилое помещение не отвечает компенсационному характеру предоставления жилья в порядке статьи 89 ЖК РФ и ухудшит условия проживания ответчиков.