При домашнем аресте посетить нотариуса

Подборка наиболее важных документов по запросу При домашнем аресте посетить нотариуса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы и особенности совершения нотариусами нотариальных действий от имени лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу
(Германова А.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)
Нотариальная практика свидетельствует о том, что нотариусы совершают нотариальные действия вне помещения нотариальных контор от имени лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, нечасто, что связано с необходимостью получения разрешения лица, в чьем производстве находится уголовное дело, о допуске нотариуса или лица, временно исполняющего его обязанности к подозреваемому, обвиняемому. Так, согласно проведенному нами опросу российских нотариусов, 95% респондентов ответили, что посещают следственные изоляторы редко (за период своей практики были не более двух раз). При этом, согласно статистическим данным Министерства юстиции Российской Федерации за 2020 г., нотариусами в Российской Федерации было совершено 455 214 нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы <7>, за 2021 г. - 489 679 <8>. В общее количество нотариальных действий, совершаемых вне помещения нотариальной конторы, включаются в том числе нотариальные действия, совершенные в СИЗО. Проанализировав данные проведенного опроса, приходим к выводу, согласно которому среди нотариальных действий, совершаемых нотариусами вне помещения нотариальных контор, наименьшее количество составляют нотариальные действия, совершаемые в СИЗО.
Статья: Реализация пассивного избирательного права гражданами, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, в условиях конкуренции норм конституционного и уголовного права
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 9)
В Российской Федерации граждане, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, не ограничены в реализации пассивного избирательного права. Зарубежной электоральной истории известны примеры обратного, когда один лишь факт возбуждения уголовного дела (а иногда - и вынесение оправдательного приговора) "перекрывает" человеку доступ к выдвижению и регистрации в качестве кандидата на выборную должность. Единственное нормативное исключение из общего порядка реализации пассивного избирательного права для граждан Российской Федерации, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и находящихся под стражей, связано с представлением документов о выдвижении в избирательные комиссии. По просьбе таких граждан соответствующие документы могут быть представлены "иными лицами". Однако практика реализации этой нормы избирательного законодательства вызывает вопросы: о перечне таких "иных лиц", оформлении их полномочий, да и самой возможности реализации пассивного избирательного права лица, находящегося в СИЗО (при отсутствии инициативных помощников). Уголовно-процессуальное законодательство не регулирует посещение СИЗО нотариусами для заверения документов потенциальных кандидатов, их доверенными лицами и уполномоченными представителями. Особенно актуальна проблема согласованности сроков процессуальных действий в уголовном и избирательном процессах. Недавние электоральные поправки, обеспечивающие избирательные права граждан, находящихся под домашним арестом, односторонни - направлены на реализацию права избирать в органы власти. Однако пассивное избирательное право "домашних арестантов" вообще "выпало" из правового поля. При обеих формах ограничения свободы передвижения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (как заключении под стражу, так и помещении под домашний арест) это право остается больше теоретическим институтом, не обеспеченным достаточными процессуальными аспектами реализации. Конституционное право быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления в этих случаях значительно подчинено публичным интересам, связанным с применением мер процессуального принуждения.

Нормативные акты

Постановление СФ ФС РФ от 26.07.2019 N 399-СФ
"О докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год"
6. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по обороне и безопасности проработать вопрос о необходимости внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения гарантий реализации права гражданина Российской Федерации, в отношении которого избрана мера пресечения заключение под стражу или домашний арест, на участие в выборах, в том числе обеспечение нотариального удостоверения доверенности для участия в выборах в качестве кандидата.