Представители общественности в квалификационной коллегии судей

Подборка наиболее важных документов по запросу Представители общественности в квалификационной коллегии судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Об этических и информационных предпосылках коррупции
(Уваров А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)
Несмотря на целый ряд принятых законодательных актов, раскрывающих доступ к информации о деятельности судов, других государственных и муниципальных органов власти <14>, остается актуальным вопрос об излишней закрытости, в частности, судов от государственного и общественного контроля, способствующей развитию коррупции. В силу Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <15> судьи - это, по сути, привилегированная группа людей, которая не подконтрольна и не подотчетна никому, кроме самого сообщества судей. Так, запрос в суд за предоставлением сведений о доходах судьи, его расходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, хотя и возможен со стороны общероссийских СМИ, но должен быть направлен на имя Председателя Верховного Суда РФ (Конституционного Суда РФ) и может быть отклонен, если не указана цель опубликования указанных сведений, а также если данный запрос будет расценен судом как давление на судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (до возбуждения уголовного дела) допускается на основании решения, принимаемого судебной коллегией соответствующего суда в составе трех судей. Вследствие этого, с учетом корпоративной солидарности членов таких коллегий, доступ и сбор информации по правонарушениям, допущенным судьями, весьма затруднителен. Порядок формирования судейских сообществ, в частности квалификационных коллегий судей, исключает прямое делегирование представителей общественности (представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ). В этой связи в научной литературе высказывались предложения разнообразить составы квалифицированных коллегий судей за счет не ангажированных представителей научного сообщества (профессорско-преподавательского состава юридических вузов) <16>. Представляется необходимым расширить возможности доступа СМИ и общественности к присутствию и освещению хода судебных заседаний, особенно по делам, связанным с коррупционными правонарушениями, усилить гарантии СМИ и граждан на обжалование отказов в присутствии на судебных заседаниях, а также в предоставлении необходимой для защиты прав и свобод граждан информации.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)
<5> Федеральным законодательством и международными договорами Совету Федерации предоставлены такие полномочия, как: назначение одной трети состава Центральной избирательной комиссии, назначение и освобождение от должности 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ - представителей общественности, судей Экономического суда СНГ по представлению Президента РФ.

Нормативные акты

Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.