Переход из административного производства в гражданское

Подборка наиболее важных документов по запросу Переход из административного производства в гражданское (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.02.2022 N 88-1351/2022 по делу N 2-186/2021
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным бездействия главного врача в части принятия мер по устранению допущенных нарушений закона.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчиком надлежащим образом не организовано работы медицинских работников по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, ежедневному аудиоконтролю состояния здоровья, повторному посещению врача в случае ухудшения состояния пациента, госпитализации больного либо получению согласия на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Решение: Удовлетворено.
Довод в кассационной жалобе о прекращении производства по административному делу и переходе на рассмотрение дела в гражданском судопроизводстве на основании определения суда от 20 июля 201 года не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального законодательства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Последствия ошибки в выборе надлежащего судопроизводства в практике судов общей юрисдикции
(Дьяконова М.О., Синицын С.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)
В силу изложенного в комментируемом деле Свердловский областной суд верно решил передать дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявленных требований по существу в порядке гражданского судопроизводства. Более того, целый ряд иных нарушений (не только ошибка в исчислении срока обращения в суд) может привести к необходимости возвращения дела, а не к переходу на стадии апелляции к рассмотрению дела по правилам той же апелляции, но в другом процессуальном порядке. Особенно это характерно для случаев перехода от гражданского производства к административному, поскольку законодатель при принятии КАС РФ исходил из того, что "в административных и иных публичных правоотношениях отсутствует как таковое равенство их субъектов, в связи с чем требуются иные методология и процессуальный закон по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из данных правоотношений" <9>.
Статья: Новый этап судебной реформы: конституционные возможности и вызовы
(Андреева Т.К., Улетова Г.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 2)
Доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Воронежского государственного университета О.Н. Шеменева выступила с докладом на тему "Проблемы разграничения гражданского и административного судопроизводства и основные направления их устранения". Она отметила, что их существование оказывает значительное влияние на правильное и своевременное определение надлежащего вида производства и, как следствие, на доступ граждан к правосудию как по гражданским, так и по административным делам. По ее мнению, проблема, обозначенная в докладе, вряд ли скоро будет решена и это нужно принять как данность на ближайшие годы, предоставив поиски материально-правовых аспектов ее решения специалистам преимущественно в области материального права, а представителям процессуальной науки следует задуматься о том, каким образом сгладить недостатки законодательного разграничения данных видов производств, и предусмотреть механизмы, защищающие добросовестных участников гражданского и административного судопроизводства от ошибок в данной сфере. Разработка таких механизмов предполагает необходимость ответить на вопросы о правовых последствиях тех процессуальных действий, которые уже были совершены до перехода к другому виду производства: о допустимости доказательств, истребованных по инициативе суда, в административном производстве; о необходимости повторного исследования доказательств после перехода от одного вида производства к другому; о целесообразности передачи дела другому судье, специализирующемуся на гражданских или административных делах; о последствиях перехода к другому виду производства при изменении родовой и территориальной подсудности данного дела. Крайне важно единообразное решение вопроса о том, следует ли отменять судом апелляционной или кассационной инстанции состоявшееся судебное постановление, вынесенное "не по тем правилам". Обозначенные вопросы, полагает докладчик, желательно решить в самое ближайшее время посредством совместной работы специалистов в области гражданского и административного судопроизводства, которые в своих научных и практических изысканиях должны исходить из того, что оптимизация порядка осуществления правосудия происходит не для обоснования верности той или иной точки зрения, концепции и т.п., а для удобства граждан и эффективной защиты их прав.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 17
"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"
23. Установив в ходе производства по административному делу в суде кассационной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, суд кассационной инстанции вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде кассационной инстанции (часть 5 статьи 16.1 КАС РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42
"О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства"
Неполучение административным ответчиком поступившей ему копии названного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, само по себе не служит препятствием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В этом случае суд вправе перейти к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства после получения доказательств отказа административного ответчика от получения соответствующего почтового отправления либо доказательств возвращения данного почтового отправления ввиду истечения срока его хранения (статья 100 КАС РФ, статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).