Передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача в безвозмездное пользование объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом религиозного назначения и (или) имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", и (или) о передаче религиозной организации в собственность находящегося в государственной или муниципальной собственности объекта культурного наследия, являющегося имуществом, соответствующим критериям, установленным частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (примерная форма)
(Приказ Минфина России от 10.02.2023 N 13н)

Судебная практика

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 88а-23399/2023
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании незаконным решения в части отказа согласования передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества.
Обстоятельства: Административный истец указал, что при принятии оспариваемого решения административный ответчик не учел, что нежилое помещение, предполагаемое для организации медицинского пункта, предоставляется не полностью как охраняемый объект-памятник, а только в части.
Решение: Отказано.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский университет ИТМО", суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 75" не относится к юридическим лицам, которым разрешено передавать объекты культурного наследия в безвозмездное пользование, то принятое МТУ Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области решение об отказе в согласовании передачи нежилого помещения является законным и обоснованным. Само по себе не включение в перечень предметов охраны отдельных помещений, в частности, помещения 2-Н, не свидетельствует об исключении этого помещения, находящегося в здании, из состава памятников и об отсутствии в отношении него государственной охраны.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 47.6 "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""В рассматриваемом случае Учреждение осуществляет право безвозмездного пользования объектом, что прямо предусмотрено абзацем 4 пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, согласно которому, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в государственной собственности субъекта Российской Федерации, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)
В то же время применительно к аренде и иным случаям, когда закон требует регистрации именно сделки, ВС РФ пошел на спорный шаг и признал применимость комментируемой нормы к регистрации соглашений, на основании которых происходит уступка вытекающих из таких сделок денежных требований. Но готов ли он идти дальше и переносить ту же логику и в контекст договоров, которые, по букве закона, регистрации как сделки не подлежат, а предполагают регистрацию их правового эффекта? Например, подлежит ли регистрации соглашение, предметом которого является уступка требования об уплате наемной платы, о погашении долга по лицензионным платежам или требование ссудодателя о выплате ссудополучателем штрафа, начисленного за нарушение условий использования переданного в ссуду недвижимого объекта культурного наследия, с учетом того, что договоры, на которых основаны данные уступаемые требования, не подлежали регистрации, но само предоставление права использования имущества по таким договорам регистрировалось? Указанный вопрос пока в практике не прояснен, но, как представляется, в этом нет смысла. Впрочем, как будет показано в п. 2.6.2 комментария к настоящей статье, в практике ВС РФ можно обнаружить намеки на такое решение.
"Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)
Раньше закон требовал государственной регистрации множества договоров, но, как уже отмечалось, в результате серии законодательных поправок сейчас в большинстве случаев регистрации подлежат не договоры, а правовые эффекты таковых (в частности, возникновение права залога доли в ООО и ипотеки по ст. 339.1 ГК РФ, права нанимателя жилья по п. 2 ст. 674 ГК РФ, передача в ссуду недвижимого объекта культурного наследия по ч. 9 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости, возникновение лицензионных прав по п. 2 ст. 1232 и п. 2 ст. 1235 ГК РФ). Это происходило в рамках реализации ставшего в последнее время господствующим воззрения, согласно которому регистрация самих обременений и прав, а также перехода права собственности более удобна в контексте действующей в России пообъектной модели регистрации прав собственности, чем регистрация сделок, такие правовые эффекты порождающих.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.2020 N 47-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в связи с жалобой местной религиозной организации Община Православной Церкви Божией Матери Державная города Твери"
При соблюдении указанных требований государство может вырабатывать различные механизмы поддержки религиозных объединений, в том числе - принимая во внимание необходимость восстановления исторической справедливости - путем безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, ранее неправовым или насильственным путем выбывшего из пользования религиозных объединений. Инструментом такой поддержки в части пользования публичным имуществом является, например, возможность передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование объектов культурного наследия, включенных в соответствующий реестр и находящихся в государственной собственности (подпункт 5 статьи 52.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").